Так ли привлекательная «Транснефть» для инвесторов?
Дата публикации: 9 апреля 2019 года в 19:29.
Категория: Экономика.
Одно из расследований на эту тему вышло в издании «Дни.ру». Журналисты попытались разобраться в том, как была организована информационная кампания, а также в том где в распространенных материалах правда, а где – просто обещания руководства «Транснефти».
Как сообщают журналисты, кампания в поддержку госкорпорации была, в том числе, связана с ее 25-летием. Основной упор в ней был сделан на энергоэффективности предприятий «Транснефти», ее трубопроводах и различных других достижениях. По мнению авторов материала, цель подобных текстов – демонстрация лидирующих позиций госкомпании в отрасли, а также повышение ее инвестиционной привлекательности.
В целом, подобные задачи естественны для любой компании, которая стремится к развитию: инвестиции – это именно тот инструмент, который позволяет предприятию идти вперед. К тому же, повышение инвестиционной привлекательности созвучно майским указам президента РФ Владимира Путина, который неоднократно заявлял о том, что привлечение инвесторов – одна из ключевых задач современной российской экономики.
Стоит отметить, что «Транснефть» уже привлекла существенные инвестиции как из России, так и из-за рубежа. «Дни.ру» сообщают: за последние годы в госкопорацию вложились Газпромбанк, «Газфонд пенсионный вложения», Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский инвестиционный фонд, Российско-Японский инвестиционный фонд, а также Суверенный фонд королевства Саудовской Аравии.
Журналисты «Дни.ру» изучили опубликованные в рамках информационной кампании материалы и проанализировали набор мер по повышению инвестиционной привлекательности «Транснефти», которые в них упоминаются.
Издание отмечает, что руководство компании не скупится на обещания. К примеру, представители «Транснефти» не раз говорили о том, что размер дивидендов будет составлять не менее 50% от чистой прибыли по МСФО.
Только вот, как справедливо пишут журналисты, о том, что на выплату дивидендов должно направляться не менее 50% чистой прибыли по МСФО госкомпаний, в правительстве говорят не первый год. И подавляющее число госкомпании выполнили это требование.
Отдельно стоит отметить: в середине февраля этого года глава Минэнерго Александр Новак заявил, что правительство пока не приняло решения по дивидендам «Транснефти». Тем не менее, позиция самого Новака, по совместительству являющегося председателем совета директоров «Транснефти», публично не озвучивалась и, по информации журналистов, остается неизвестной и для инвесторов.
Но размер дивидендов – не единственное, чем представители «Транснефти» пытаются завлечь инвесторов. Вот, к примеру, заявление главы РФПИ и члена совета директоров «Транснефти» Кирилла Дмитриева от 2017 года:
«Мы ожидаем дальнейшего развития компании и роста ее акционерной стоимости, поэтому РФПИ поддерживает корпоративные решения «Транснефти», направленные на рост рыночной капитализации и увеличение дивидендных выплат, укрепляющих инвестиционную привлекательность».
А вот – цитата президента «Транснефти» Николая Токарева из его интервью телеканалу «Россия 24»:
«Программа обратного выкупа привилегированных акций, которую мы сейчас принимаем, рассчитана на три года. На нее будут потрачены серьезные ресурсы. И эти акции, которые мы выкупим с рынка, предполагается использовать в качестве бонусов для определенного контингента специалистов компании».
Как уточняют журналисты, в последней цитате речь идет о суммах до 20 миллиардов рублей. Такой подход, судя по данным из открытых источников, работает: в середине марта акции «Транснефти» продолжали расти на фоне обратного выкупа. Издание «Финам» сообщало:
«Нельзя исключать, что на дивиденды по префам будет выплачено около 23 миллиардов рублей, или около 15 тысяч рублей на акцию. Это соответствует доходности около 9%».
И последний инструмент по завлечению инвесторов, который журналисты обнаружили в арсенале авторов информационной кампании «Транснефти»: конвертация привилегированных акций в обыкновенные. Об этом, по данным «Дни.ру», в 2017 году заявлял упомянутый ранее Кирилл Дмитриев:
«В качестве одной из дополнительных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности «Транснефти», РФПИ считает целесообразным рассмотреть вопрос о конвертации привилегированных акций компании в обыкновенные … Более широкий перечень корпоративных прав, которыми обладают обыкновенные акции, позволит повысить защищенность прав миноритарных акционеров и, как следствие, будет являться одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности для международных и российских инвесторов».
Благодаря работе журналистов стало понятно, что информационная кампания, проведенная «Транснефтью», просто повторяет тезисы, о которых представители компании говорят вот уже несколько лет. При этом, в конце прошлого года Николай Токарев заявлял, что все новые программы будут приняты в первом квартале 2019 года. Чего не произошло – квартал закончился, а никаких решений принято не было.
«Дни.ру» отдельно отмечают, что приход новых инвесторов принес акционерам «Транснефти» убытки: с начала 2017 года стоимость привилегированных акций упала на 11% – с около 200 тысяч рублей за штуку по состоянию на 1 января 2017 года до 178 тысяч на 1 апреля 2019 года. В долларах падение составило 17%.
Вывод, к которому приходят журналисты, напрашивается сам собой: инвестиционная привлекательность «Транснефти» отнюдь не так однозначна, как этого бы хотелось ее руководству. Да, у компании действительно хорошие операционные и финансовые результаты, но на этом фоне ключевые акционеры несут убытки. Да, потенциал роста стоимости акций компании действительно большой, но для этого должны быть выполнены программы, о которых говорит ее руководство. Ведь, если этого не произойдет, крупные иностранные и российские инвесторы «Транснефти» в своих вложениях разочаруются. А это может навредить всему российскому рынку.