Один день из жизни инфекциониста в Заполярье

Дата публикации: 13 апреля 2020 года в 17:40.
Категория: Общество.

© Фото : из личного архива Виталия Зайцева© Фото : из личного архива Виталия Зайцева

Пятиминутка, обход больных, работа с документами — заведующий инфекционным отделением Оленегорской горбольницы в Мурманской области, он же единственный врач этого отделения Виталий Егорович Зайцев лечит пациентов с коронавирусом и наблюдает тех, у кого COVID-19 только подозревают. Он не знает, когда вернется домой вечером и сколько удастся поспать, но это его не смущает.

В рамках специального проекта МИА «Россия сегодня» и сайта стопкоронавирус.рф «Вирус, который мы победим вместе. Истории врачей» Виталий Егорович рассказал о работе инфекциониста и объяснил, почему после пандемии в обществе должен вырасти престиж «людей в белых халатах».

Интересная специализация

Быть не хуже старшего брата — этот зарок Виталий Зайцев дал себе еще в детстве. Брат пошел в медицину, и Виталий за ним. Военно-медицинская, потом педиатрическая академия, затем — специализация в ординатуре по инфекционным болезням.

«Выбрал направление сам, мне это было интереснее всего. У меня были замечательные преподаватели. К тому же привлекало то, что в "инфекции" ты всегда видишь конечный результат — выздоровление», — объясняет Виталий Егорович.

В 2012 году Оленегорская больница искала инфекциониста, а инфекционист Зайцев — работу. Так он оказался на севере, в Мурманской области. Оленегорск — небольшой город с населением около 20 тысяч человек, в основном работающих на местном железорудном месторождении. Транспорт — один автобусный маршрут да железнодорожная станция.

Зато тут вам с гордостью расскажут, что в городе снимали «Морозко», «Левиафана» и сериал «Адаптация». Но Виталию Егоровичу не до кинофильмов: он — заведующий инфекционным отделением и единственный его врач, так что рассчитывать приходится только на самого себя.

Знал, на что шел

«Такая работа, я знал, на что шел», — коротко и без эмоций отвечает Виталий Егорович на вопрос о коронавирусных больных. С подтвержденным диагнозом к 8 апреля в отделении было два пациента, еще «достаточно» — под наблюдением.

«Сначала нам привезли «подозрительного» китайца. Диагноз не подтвердился, но обследовали его как положено. На тот момент в стране была одна лаборатория, которая могла такие анализы делать. К счастью, пришел отрицательный результат», — вспоминает доктор.

Казалось бы — где Китай, а где Оленегорск. Но инфекции границы и расстояния нипочем. Тем более что китайцы в последние годы облюбовали Кольский полуостров из-за феерических северных сияний, искрящегося пушистого снега и экзотических морозов.

«Пока эпидемия ограничивалась Китаем, у нас были, так скажем, просто некоторые рекомендации. Ну а потом появились подробности — как бороться с новой инфекцией. Вообще-то, это противоэпидемические мероприятия, не только лечение, но и карантин», — поясняет инфекционист.

Пятиминутка, обход, документация

Сейчас Виталий Зайцев занимается исключительно коронавирусными пациентами. Его рабочий день начинается в восемь утра, а заканчивается — очень по-разному.
Как и во всех больницах, первое дело — пятиминутка, доклад о ситуации в отделении, состоянии пациентов. Причем новых больных завотделением принимает сам. День на день не приходится — может и один человек поступить, и сразу 20.

«Затем — обход. В защитном костюме, разумеется. В отделении я один. Непросто, конечно, но, учитывая, что в Мурманской области вообще, насколько я понимаю, инфекционистов мало, остальные в таком же режиме работают. Эпидемия — что поделать», — спокойно рассуждает доктор.

Обход обычно продолжается до двух часов дня, потом — короткий перерыв на обед. Меню обычное. «Суп ем. Мне хватает», — отшучивается завотделением. После — черед бумажной рутины, и это занимает почти столько же времени, сколько работа с пациентами.

«В советские времена история инфекционной болезни представляла собой такой большой лист, где указывали назначения и динамика была видна — температура и все остальное, не нужно было столько бумаг. Но сейчас никуда нам от этого не деться», — добавляет врач.

О том, каково быть единственным инфекционистом на всю больницу и бороться с неизвестным доселе вирусом, доктор Зайцев говорит неохотно и сдержанно: «Это обычная работа».

Все, кто у него в отделении, — в состоянии средней тяжести, тяжелых — сразу в реанимацию. «Подозреваемых» в больницу привозит скорая — бригада в защитных костюмах. «Пациенты постепенно заходят, не все сразу. Одну партию оформили, потом следующую, спешки нет. Пока резерв коечного фонда развернут. Привезут 50 — примем всех. Если потребуется — перепрофилируем другое отделение», — уточняет завотделением.

День простоять, да ночь продержаться

По его словам, пациенты хоть и волнуются, но ведут себя дисциплинированно — из изолированных боксов в коридоры не выходят, предписания соблюдают, скандалов и истерик не устраивают. «Напряженный ли у меня график? Да, но они не виноваты, что заболели», — отмечает доктор Зайцев.

К вечеру, если не привезли новых пациентов, он отправляется домой, где его ждет кошка. Но рабочий день не кончается: «И в два ночи, и в пять могут поднять. Потом днем работаешь. Хорошо, если шесть часов поспишь».

Силы еще есть — и у него, и у коллег, но они не безграничны. «Рано или поздно усталость даст о себе знать. Но другие сотрудники ниоткуда не возьмутся. Сейчас все врачи работают на износ», — говорит Зайцев.

Одна пациентка, которая «привезла» вирус из-за границы, уже выписалась, вторая заразилась от супруга, муж лежит в другой клинике. Сколько диагнозов подтвердится к завтрашнему утру, никто не знает. К концу прошлой недели коронавирус в Мурманской области выявили у 67 человек, почти у 30 пациентов —предварительно положительный результат.

Профессиональный интерес

«Не скрою: у врача в этой ситуации, когда появился новый вирус, неизвестно откуда взявшийся, распространившийся по миру, есть профессиональный интерес. Мы свидетели исторического события», — подчеркивает Виталий Егорович.

По его мнению, которое разделяют и другие специалисты, пока в мире не сформируется коллективный иммунитет против этой болезни, вирус сам по себе не исчезнет. Многим еще придется переболеть.

«Люди это стали понимать. По своему городу вижу — на улицах пустынно, все соблюдают карантин, ведь речь о безопасности каждого», — говорит инфекционист.

Он надеется, что после этой пандемии отношение к «людям в белых халатах» изменится. «Не только инфекционисты сегодня работают на износ, но и терапевты, и неврологи, и представители многих других медицинских специальностей. И все они заслужили уважение общества», — уверен Виталий Егорович.

Анастасия Яконюк

Источник: РИА 

Новости по теме