Для авиации России 2020 год стал бедой, для авиации мира - катастрофой

Дата публикации: 23 февраля 2021 года в 09:44.
Категория: Экономика.

Итоги 2020 года по гражданским авиаперевозкам несколько запоздали (слишком уж они были шоковые для всех) - но ничего, дождались. В ковидном году мировая авиация провалилась на уровень 2003 года, российская - на уровень 2011 года, а больше всех пострадали международные рейсы.

Много лет в гражданской авиации был непрерывный рост и мы в основном анализировали, кто кого и какими темпами обгоняет. Но это сахарно-​кисельное время совершенно внезапно для всех кончилось и случилось невиданное - всемирная (!) остановка воздушных сообщений, причем без какой-​либо войны. Этим год и интересен, а то мы сильно расслабились. 

России в этом смысле повезло: господь Бог, а также Иоанн Грозный (прозванный за жестокость Васильевичем), а также ранние Романовы от Петра I до Екатерины II расширили её территорию до Тихого океана, поэтому летать на этих просторах есть куда. И поэтому в России "международка" провалилась на 76%, а "внутрянка" - всего лишь на 23%. Больше всего от провала выиграли курорты Черноморского побережья Кавказа, а также Симферополь, которые почти не упали по трафику. А Анапа с Геленджиком умудрились ещё и вырасти (!).

2478080_original.jpg

В состав таблиц, характеризующих авиаперевозки, включены данные рейтинга 30 аэропортов экс-​СССР и ТОП-20 аэропортов Европы, где тоже произошли реально тектонические изменения. Впрочем, заходите и смотрите - нонче все цифры очень интересны.

В ТОП-30 аэропортов экс-​СССР добавлены показатели падения авиаперевозок в столицах бывших союзных республик, которые вылетели из рейтинга и опустились до ничтожных цифр менее 1 млн. пассажиропотока. Особенно упал Тбилиси - всего 16% от уровня 2019 г.

У всех аэропортов справа стоит наглядная шкала - чем "краснее" ячейка, тем сильнее упал трафик у порта.

Вылетели из списка ТОП-30 российские Владивосток (31) и Хабаровск (32). Ну а Таллин, Ереван, Кишинев и Тбилиси не просто покинули его, а были вышиблены, как пробки от бутылки шампанского. Их заместили Калининград, Тюмень, Махачкала, Сургут и особенно Анапа (Витязево).
2478496_original.jpg

По части аэропортов Центральной Азии и Закавказья использованы данные вот этого источника, вслед за ранее опубликованным рейтингом аэропортов СНГ в журнале sevabashirov.

Европейский рейтинг тоже сильно изменился. 

Больше всего в сумме потерял Лондонский хаб, упав со 137 млн чел. в 2019 до 33 млн в 2020-м, т.е. более чем на 100 миллионов человек! Парижский авиаузел потерял около 80 млн чел., ну и все остальные международные хабы - тоже от 70% до 85% трафика.

Вперед предсказуемо вышли:

1) узлы с менее жестким ковид-​режимом, это Стамбул-​Новый,

2) порты географически больших стран - в ТОП вошли три московских аэропорта и даже скромное питерское Пулково. Причём Пулково перескочило с 32-го места в Европе сразу на 12-е! А московский авиаузел по итогам 2020 года стал крупнейшим в Европе с 51 млн пассажиров. 
2476952_original.jpg

Понятно, что всё это не очень-​то надолго и восстановление евротрафика после всеобщего открытия границ будет более быстрым, чем российского. И тем не менее, уровень 2019 года Европе вряд ли удастся достичь ранее 2025 года. Да и миру тоже. Россия же имеет шанс вернуться к докризисным цифрам на год раньше.

Ну и мировая картина, упрощённо:

2478065_original.jpg

 

Топ-30 постсоветских аэропортов (2019 год)

Новости по теме