Apple согласилась исполнять закон о предустановке российских приложений

Дата публикации: 16 марта 2021 года в 19:01.
Категория: Экономика.

Компания Apple согласилась исполнять нормы закона РФ об обязательной предустановке на все гаджеты российского софта – с 1 апреля устройства при активации будут предлагать отечественные приложения. Договориться об этом удалось в ходе переговоров Appleс руководством Минцифры РФ.

О достижении соглашения с Apple сообщают «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Минцифры. Договоренности предусматривают, что при первом включении устройства Apple, купленного в России, при настройке пользователь увидит диалоговое окно, в котором ему по умолчанию будет предложено установить приложения из утвержденного правительством списка, рассказал собеседник «Ведомостей». Можно будет отказаться от установки, убрав галочки напротив тех или иных приложений, объясняет собеседник издания.

В офисе Apple эту информацию подтвердили.

С 1 апреля в России через экраны активации новых устройств пользователям будет предложен выбор приложений от российских разработчиков, которые они смогут выбрать для дальнейшей установки на свой iPhone или iPad, заявили в Apple, подчеркнув, что компания соблюдает законы стран, в которых работает. 

По словам источника в Минцифры, с Apple сейчас обсуждается вопрос создания в App Store подборки перспективных российских приложений: «Министерство вовсе не заинтересовано в том, чтобы популярные программы, включенные в список для обязательной предустановки, занимали доминирующее положение. Если на рынке появляются интересные пользователям и быстро набирающие популярность альтернативные предложения, они войдут в эту подборку и тоже будут предложены для предустановки».

Напомним, поправки в закон «О защите прав потребителей» (так называемый закон об обязательной предустановке софта) были приняты в 2019 г. Согласно подзаконным актам к нему российский софт должен устанавливаться на все смартфоны, планшеты, портативные и стационарные компьютеры, а также смарттелевизоры, которые будут продаваться в России с 1 апреля 2021 г.

Среди этих приложений – браузеры, антивирусный и картографический софт, мессенджеры, почтовые агенты и агенты онлайн-​кинотеатров, приложение сервиса «Госуслуги», приложение платежной системы Mir Pay и многое другое. Количество обязательных программ варьируется в зависимости от типа устройств (больше всего их на Android-​смартфонах – 16 наименований). Утвержденный правительством в начале этого года список обязательного включает продукты «Яндекса», Mail.ru Group, «Лаборатории Касперского», «Ростелекома», «Первого канала» и других крупнейших российских интернет-​ и медиакомпаний.

Примечательно, что в феврале 2019 года, когда закон о предустановке еще не был принят и обсуждался чиновниками с бизнесом, на одном из закрытых совещаний представитель Apple заявил, что принятие такого закона может привести к пересмотру бизнес-​модели компании в России. Фактически речь шла об уходе Apple с российского рынка. Поскольку корпоративная политика Apple в принципе не предполагала практику предустановки на iPhone и другие гаджеты стороннего ПО. О возможности ухода Apple из нашей страны говорили и чиновники Минкомсвязи, которое тогда возглавлял Константин Носков. 

Однако угрозы Apple хлопнуть дверь оказались лишь попыткой шантажа. Которую власти России просто проигнорировали. В итоге Apple утерлась, смирилась и была вынуждена поменять свою корпоративная политику. Потому что терять россиский рынок компания очень не хочет. 

По данным компании, выручка Apple за 2019 календарный год составила $267,7 млрд, при этом доходы в России достигли 189,5 млрд руб. (по среднему курсу ЦБ за позапрошлый год это около $2,9 млрд). 

«Для Apple Россия относительно небольшой, но стабильно растущий рынок. Здесь у компании велика лояльная аудитория как продуктов, так и экосистемных услуг», – отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его мнению, взвесив все «за» и «против», в корпорации решили, что соответствовать требованиям российского законодательства все-​таки предпочтительнее, чем уходить с рынка: «Тем более что речь идет о некотором компромиссе – пользователь все-​таки может выбрать, что ему устанавливать, а что – нет».

По данным компании – партнера нескольких производителей электроники, в январе 2021 г. Apple заняла 3-е место в России (16% рынка) по продажам смартфонов в штуках. В денежном выражении ее доля составила 45% (1-е место). 

Другие производители, в частности использующие в своих смартфонах операционную систему Android от Google, изменения законодательства проблемой вообще не считают.

Например, Huawei уже давно предустанавливает на своих смартфонах российские приложения, причем даже в большем количестве, чем предусматривает нормативная база. Например, на совершенно новом аппарате Huawei P40 Pro предустановлены ПО «Госуслуг», «Одноклассников», «В контакте», почтового агента Mail.ru, приложение банка ВТБ, «Мегафона», Tele2, «Яндекс.Дзен» и многое другое. 

В целом ситуация, в которой Apple побрыкавшись вынуждена подчиняться требованиям национальных регуляторов, не частая, но и не прецедентная, отмечает человек, знакомый с менеджерами нескольких компаний – партнеров производителей электроники: «Например, в ОАЭ до 2018 г. было ограничено использование сервиса Facetime. Соответственно, при активации iPhone в этой стране подключить сервис было невозможно».