Минздрав России представил законопроект о телемедицине
Дата публикации: 24 июля 2021 года в 18:12.
Категория: Авто.
Сейчас водители общественного и коммерческого транспорта должны в начале и конце смены проходить осмотр в медкабинете, но зачастую процедура эта фиктивна и числится лишь на бумаге.
Как рассказал член Общественной палаты России Александр Холодов, транспортные компании обязаны проверять наемных водителей такси, грузовиков или автобусов в рамках предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Проверка проводится в медкабинетах штатных и привлекаемых врачей. В 90% случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника.
Минздрав предлагает исключить такую практику, заменив ее средствами телемедицины, пишет «КоммерсантЪ».
В Минэкономики инициативу уже поддержали и рассчитывают, что широкое распространение телемедицины позволяет сократить смертность в ДТП на 20%. Участники рынка нововведения тоже одобрили, отметив, что обязательно нужно определиться, кто будет проект финансировать.
Законопроект о телемедицине обсуждали 22 июля на круглом столе в Общественной палате России. Документ прошел все согласования и внесен на рассмотрение в правительство, рассказал замдиректора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава Максим Некрасов.
Телемедицина упростит процедуру: водителю в медкабинет приезжать уже не надо. Давление, температура, пульс, содержание алкоголя в выдохе и другие параметры определят дистанционно через специальный терминал и это займет лишь две–три минуты.
При этом фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве. Собранные сведения направляются медработнику, принимающему решение о допуске водителя на линию. Заложенная законопроектом система позволит отслеживать состояние водителя в динамике (данные будут аккумулироваться), пояснил Максим Некрасов, что позволит исключить «возникновение профессиональных заболеваний».
Инциденты из-за внезапного ухудшения самочувствия водителей происходят регулярно: в начале марта 2021 года таксист в Москве потерял сознание и врезался в столб, в мае у таксиста в Санкт-Петербурге на дороге случился инсульт, пассажир едва успел удержать руль.
Напомним, разработать законопроект о телемедицине президент Владимир Путин поручал еще в 2017 году, а позже группа депутатов внесла соответствующие поправки в Госдуму. Но правительство вынесло по ним отрицательное заключение.
Поэтому Минздрав подготовил и представил собственный законопроект.
Даже традиционный осмотр у врача не гарантирует, что вышедший на линию водитель абсолютно здоров, подчеркнула заместитель гендиректора подмосковного АО «Мострансавто» Екатерина Гайдо: бывали случаи, когда после проверки у работника резко ухудшалось здоровье и даже «наступала внезапная смерть». Поэтому контроль за здоровьем водителей должен быть усилен, считает она.
Компания «Мострансавто» уже тестировала телемедицину: количество водителей, не допущенных системой за руль, выросло с 1% до 20% (по сравнению с обычным осмотром), после курса лечения работники возвращались.
Московский «Мосгортранс» в рамках пилота проводит 50 тыс. дистанционных осмотров в месяц, рассказал представитель учреждения Дмитрий Ерзамаев. По его словам, в начале эксперимента более 10% водителей не могли пройти проверку. «Алкоголиков больше не стало, а вот коэффициент отстранения по давлению или пульсу вырос в несколько раз»,— рассказал Ерзамаев.
В свою очередь замдиректора компании «Ситимобил» Татьяна Чибезова сообщила, что в ходе пилотного проекта в феврале 2021 года проводились дистанционные осмотры 1,6 тыс. водителей: превалировали проблемы с давлением.
Представитель Минтранса Владимир Луговенко законопроект о телемедицине поддержал, отметив, что норма об обязательном медосмотре существует еще с советских времен и сейчас ее надо переработать.
Представитель Минэкономики Алексей Минаев заявил, что широкое распространение телемедицины позволяет сократить смертность в ДТП на 20% за счет появления дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.
Заместитель председателя Общественной палаты Красноярского края Валерий Васильев заметил, что законопроект нужно доработать: «Не все нормы, которые в Москве пишутся, будут работать по всей стране с учетом территории регионов, численности населения и экономической ситуации,— считает он.— Во что это все обойдется? Это будет федеральное или региональное финансирование?».
Васильев также призвал подумать о безопасности хранения персональных данных водителей в информационной системе, которая будет создаваться для телемедицины.
Член общественного совета Минтранса Андрей Попков, комментируя законопроект, заявил, что прежде его принятию препятствовала «мафия», связанная с торговлей путевыми листами, но цифровизацию остановить невозможно и появление телемедицины «неизбежно».