Почему техосмотр личных авто надо отменить
Дата публикации: 10 сентября 2021 года в 08:30.
Категория: Авто.
А в тех странах, где ежегодный ТО есть — он почти везде сводится к контролю отсутствия самостоятельных переделок автомобиля, влияющих на безопасность езды. Проверяется наличие ремней безопасности, например, и подушек безопасности. Бамперы на машине должны быть, например.
Еще кое-где там, где у власти зеленые психи — при ТО проверяют токсичность выхлопа. На самом деле это практикуется для того, чтобы отсеять старые машины, заставить людей покупать новые. Но признаться в этом никто не хочет, поэтому заходят вот так — через выхлопную трубу. Но это редкость, это практически чисто еврогейская и калифорнийская придурь.
Такого ТО, как в России — где ежегодно проверяют тормоза на стенде, свет, цепляются к трещине на лобовом стекле и так далее — нет фактически нигде. Кроме очень отдельных европейских стран, вроде Германии — где из этого сделана точно такая же кормушка, как в РФ.
Техосмотр автомобилей в Германии был введен в 1951 году для проверки безопасности эксплуатации регистрируемых транспортных средств. Проводили его только при регистрации, никакого регулярного ТО не было. Затем кормушку расширили, введя регулярные осмотры (сейчас — через 2 года). С 2010 года в состав ТО было добавлено проведение исследования выхлопных газов.
ТО в Германии делает «сертифицированная государством организация» TUV. Точнее, так было раньше — а теперь к кормушке подключили еще несколько шараг — DEKRA, GTÜ, KÜS, FSP. Все они заносят откаты госчиновникам, чтобы получить «сертификацию» — то есть лицензию на кормление.
Схема кормления у немцев такая: инспектор из TUV-шараги приходит прямо в частный автосервис, и там «оказывает услугу» техосмотра. За 100 евро. Но главное в этом разводе не эти 100 евро, а то, что при этом непрошедшей машине выписывается список исправлений, которые необходимо сделать (и прозрачно намекается, что лучше сделать эти исправления в этой мастерской — тогда вы получите ТО с гарантией). За это от мастерской инспектор получает откат со сделанных работ — поэтому он обязательно что-нибудь да найдет, в том числе и то, чего нету.
Затем часть денег инспектор отдает в свою TUV-шарагу за крышу. Шарага собирает деньги с инспекторов, и часть отправляет наверх, госчиновникам за крышу (за «сертификацию»). Все довольны, все хохочут — кроме владельцев автомобилей. А вы думаете, отчего столько вполне свежих 5-летних автомобилей сбрасывается из Германии в восточную европу?
Первое ТО для нового автомобиля в Германии происходит через 3 года после покупки. И оно влетает в такие бабки, что второе ТО, которое будет через 2 года — никто уже проходить не хочет. Поэтому умные через 5 лет машину продают. Дебилы продают через 7 лет — второе ТО прочищает мозги даже самым тупым немцам.
Зачем это государству? Ну как же — обеспечивается занятость огромного количества автомехаников, огромное количество автосервисов платят налоги в казну. Ну и обеспечивается спрос на продукцию германского автопрома.
Зачем это госчиновникам — понятно, постоянный вкусный откат.
Ну и все остальные довольны — кроме владельцев автомобилей. Которых немецкое государство обирает многократно — при покупке (вы в курсе, что в Германии новые автомобили стоят прилично дороже, чем точно такие же в России — при том, что в РФ ввозные пошлины?), через налоги на топливо, через обязательные автостраховки, и вот еще через ТО.
Не существует достоверной статистики, которая бы показывала положительное влияние наличия ТО на уровень аварийности автомобилей. Наоборот — существует статистика, которая демонстрирует отсутствие такого влияния.
Простой пример — в России, когда ТО проводилось в ГАИ, уровень аварийности и количество жертв ДТП на миллион автомобилей были существенно выше, чем сейчас, когда ТО превратилось в формальность, когда его выдают вообще не глядя на автомобиль. И это при том, что плотность движения стала выше — частота ДТП должна была вырасти уже только поэтому.
На аварийность влияют прежде всего техническое совершенство автомобилей, и разумные оргмероприятия по организации движения. Вымели с дорог шитгули, волги и прочий автохлам на лысых шинах «Раззява», заменили их на современные машины с АБС и приличной резиной — вот и аварийность упала. Стали дрючить за непристегнутые ремни, стали массовыми автомобили с подушками безопасности — резко упала смертность в авариях.
А если сделать обязательными шипованные шины зимой — аварийность упадет еще сильнее. А если начать государственное тестирование зимних шин, и запретить продажу и эксплуатацию в России зимних шин, показавших низкие результаты — будет еще лучше.
Заметьте — я не говорю, что ТО совсем бесполезно. Но чтобы оно было полезно — его надо делать не раз в год, а при каждом выходе машины на линию, или по крайней мере раз в неделю. Как это делается в приличных автопарках. Для автобусов, грузовиков и автомобилей такси ТО не просто нужно — его нужно сделать регулярным, а не раз в год.
А вот для автомобилей частных лиц — ежегодное или там через 2 года, как в Германии, ТО — бессмысленно. В массе эти машины имеют небольшой годовой наезд, при этом за год они могут десять раз сломаться, так что вполне можно иметь ситуацию, когда при прохождении ТО всё было хорошо, а через неделю у автомобиля лопнула ступица и колесо отвалилось на скорости в 90 кмч.
В нынешнем виде ТО — это просто кормушка. Тупая коррупционная кормушка, польза от которой для государства только в том, что она давит на автомобилистов и сдерживает рост автомобильного парка. Но польза эта — относительная, потому что, уменьшая нагрузку на дороги, государство одновременно само гробит сбыт продукции своего автопрома. Да-да — это имело смысл делать, пока автомобили были в основном импортные, но теперь-то, когда авторынок РФ обеспечивается в основном автомобилями собственного производства (оно составляет около 1.5 миллионов автомобилей в год), а импортный б-у автохлам закупают в основном на Дальнем Востоке — такая попытка сдерживать автомобилизацию только лишь ухудшает показатели экономики.
На месте государства я бы пошел вот каким путём:
1. Сейчас на все новые автомобили ставится Эра-ГЛОНАСС. Эта система позволяет контролировать реальные пробеги автомобиля, ее не скрутишь, как одометр. Это дает возможность государству разрешить не проходить ТО автомобилям, имеющим годовой пробег менее какого-то установленного предела — скажем, для начала, 30.000 км.
Это выведет из-под ТО практически 90% частного автопарка — и стимулирует покупку гражданами новых автомобилей, в виде второго и третьего автомобилей в семью, как в США. Вдобавок люди будут активнее покупать новые автомобили ради наличия Эры-Глонасс, чтобы на ТО потом не ездить. В то же время все те, кто ездит много (фактически кто зарабатывает автомобилем, обычно скрывая доходы от налогов) — будут вынуждены проходить ТО.
2. Затем можно будет перейти к прохождению ТО не по периодической схеме (ежегодному), а по реальному пробегу машины, измеренному Эрой-ГЛОНАСС. При этом по-прежнему сохранить лимит годового пробега, выводящий автомобиль из-под ТО.
Выглядит это примерно так: если вы наезжаете за год менее 30 тык — вы ТО не проходите. Если наезжаете больше — при превышении 30 тык вы СРАЗУ едете на ТО. И затем ездите на ТО каждые следующие 20 тык, до конца года.
Соответственно машины без Эры-Глонасс надо будет запретить для профессионального использования — это, в том числе, изгонит их из всяких агрегаторов такси. А в частном использовании — начать увеличенное налогообложение автомобилей без этой системы.
Постепенно лимиты поездок можно корректировать — увеличивая частоту ТО для тех, кто ездит много, и поднимая для них налогообложение (одновременно предоставляя скидку на автомобильный налог тем, кто ездит мало).
Смысл всего этого — чтобы людям было удобно и выгодно пользоваться СОВРЕМЕННОЙ машиной для коротких или редких поездок, при этом чтобы получить дополнительные деньги с тех, кто ездит много (кто делает на своей машине деньги), и за их счет обеспечить занятость автомехаников.
Немецкая схема у нас, разумеется, не пройдёт. При попытке ее внедрить — вы получите автосервисы, существующие лишь для отвода глаз, которые будут просто брать деньги «за техосмотр» и вообще ничего не делать и не смотреть. Как это и происходило в России последние 8 лет.
А вот предлагаемая схема позволит плавно разгрузить большинство частных покупателей новых отечественных автомобилей от ТО, одновременно обеспечив пункты прохождения ТО работой и увеличив частоту ТО для разного рода таксистов-бомбил и каршерингов.
Источник: