Власть Хакасии во всей красе: истерика Штыгашева и тайная сходка Коновалова

Дата публикации: 30 сентября 2021 года в 15:50.
Категория: Политика.

Первая после парламентских каникул сессия Верховного Совета Хакасии обычно бывала скучной. Но не в этой раз. Прошедшее накануне заседание регионального заксобрания оказалось не просто интересным, но и скандальным по ходу дела и по последствиям.

«Бог любит троицу» — видимо этим руководствовались 81-летний спикер Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев и глава республики Валентин Коновалов, когда в третий раз попытались продавить на сессии законопроект о передаче полномочий ЖКХ с уровня сельских поселений на районный уровень. Но и в третий раз «не прокатило». Закон не получил нужного для вступления в силу числа голосов депутатов. И это вызвало настоящую истерику у Штыгашева, а Коновалов после сессии собрал на тайное совещание руководителей сельских поселений, пишет «Новый фокус».

Вообще, непонятна маниакальная упёртость и желание Штыгашева и Коновалова принять закон «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия». Проще говоря, передачи ответственности за все, что творится в коммунальном секторе с глав поселений на глав районов.

Что представляет из себя сфера ЖКХ, особенно в сельских территориях, рассказывать не надо. Местами износ инфраструктуры превышает 90%, добавьте сюда многолетнее хроническое недофинансирование коммуналки и отсутствие квалифицированных кадров. Понятно, что главы сельских поселений будут всей душой за скидывание с себя  «коммунального беремени» со всеми его проблемами. Но также понятно, что районным властям с их закредитованностью и с заблокированными счетами, новые полномочия, не подкрепленные финансами нужны, как зайцу пятая нога.

Собственно, финансирование дополнительных полномочий и стало камнем преткновения, из-за которого законопроект уже трижды заблокировали в региональном парламенте. Главы районом изначально заявили: мы готовы принять на себя ЖКХ оть поселений, но лишь при условии твердо и четко прописанного механизма их  денежного обеспечения. Но правительство Хакасии упорно пытается свалить на районный уровень одни лишь обязанности - без денег. 

В уже третий раз выставленном на утверждение законопроекте вновь нет ни слова о финансировании передаваемых полномочий. «Реализация Закона Республики Хакасия «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» не потребует дополнительных средств республиканского бюджета  Хакасии» говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

А еще, вишенкой на торте, смена «ответственных» за электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение и снабжения населения топливом предполагается с 1 января 2022 года. То есть в разгар отопительного сезона. Когда одни уже не руководят, а другие еще не приступили к управлению. 

Всё это практическая сторона вопроса. Но есть еще и политические нюансы. Сбрасывание ответственности за всю сферу ЖКХ на глав муниципалитетов обещает приятные бонусы Валентину Коновалову, поскольку проблемная отрасль перестает быть зоной его ответственности. 

Во-первых, за все ЧП, будь то порыв трубы или отсутствие запасов угля на муниципальных котельных станут виноватыми главы районов. С них и спрос.

Во-вторых, у Коновалова появятся рычаги давления на чересчур «самостоятельных» муниципалов. Начиная от «дать/не дать» денег, заканчивая постановкой вопроса о ненадлежащем исполнении возложенных полномочий. 

По сути, скандальный законопроект – это поводок с ошейником, обеспечивающий вынужденную лояльность глав муниципальных образований. Что может стать крайне важным фактором на выборах главы региона – так называемый «муниципальный фильтр». Напомним, кандидат на пост губернатора должен заручиться поддержкой 10% от общего числа депутатов и действующих глав. При этом среди собранных подписей 10% должны быть от глав и депутатов представительных органов городских округов и муниципальных районов. 

Но вернемся к состоявшейся 29 сентября сессии Верховного Совета. Договоренность Коновалова со Штыгашевым о необходимости «протащить» закон о ЖКХ и, видимо, обещание вечного спикера сделать это любой ценой стали причиной настоящего цирка с конями и клоунадой в зале заседаний парламента. Когда Штыгашев понял, что голосов в поддержку документа не набирается, он пустился во все тяжкие. Сначала в ход пошла версии о мистическом 47-м депутате (по данным регистрации в зале присутствовало 46 народных избранников), который из ниоткуда материализовался в зале, и так же таинственно исчез. Потом спикер заявил о техническом сбое в системе голосования. Не говоря уже о том, что выступать при обсуждении коммунального законопроекта Штыгашев давал только сторонникам документа. А вышедшему к трибуне главе Аскизского района Абреку Челтыгмашеву, пытавшемуся объяснить позицию глав районов, дедушка-спикер просто отключил микрофон.

В результате таких трюков Владимир Штыгашев, нарушив Регламент Верховного Совета, дважды ставил вопрос для проведения процедуры переголосования, а по факту  (из-за виртуального 47-го члена) депутаты ТРИЖДЫ (!) голосовали по законопроекту. А когда несмотря на беспардонное давление документ так и не был принят, Штыгашев сорвался на почти площадную ругань: «Мокрые штаны», «трУсы недостойные звания депутата», «саботажники» — это только часть эпитетов, которыми наделил спикер противников законопроекта.

Что же до Валентина Коновалова, то экстренно собранном после сессии совещании с участием глав сельских поселений он обвинил республиканских депутатов в «политическом самоутверждении» и саботировании принятия закона, при этом заверив руководителей сельсоветов, что в ближайшее время он «завалит» их бюджетными деньгами.

— Со стороны правительства мы вас всегда поддержим, в том числе и финансово. Можете быть в этом уверены, — цитирует главу Хакасии его пресс-служба.

Только вот Коновалов «забыл» сказать, что в законе о республиканском бюджете на 2021 год субсидии на поддержку и развитие систем коммунального комплекса в муниципальных образованиях Республики Хакасия предусмотрены лишь в размере 90 млн рублей. Если разделить эту сумму на 13 муниципальных образований, то выйдет менее 7 млн на район или город. Или меньше миллиона на сельское поселение. Это о такой «поддержке» ведет речь Валентин Коновалов? А он в курсе, что расходы муниципалитетов на ЖКХ в разы выше?

Источники в правительстве и Верховном Совете Хакасии на условиях анонимности говорят, что продавливание закона о передаче полномочий ЖКХ стало «идеей фикс» для Штыгашева, который де-факто уже не контролирует депутатский корпус. Точно также как Коновалов не может контролировать руководителей муниципалитетов.  

Людям по большому счету наплевать кто будет отвечать за «коммуналку». Лишь бы она нормально работала. Но всем понятно, что без денег проблему не решить ни на уровне поселения, ни на уровне района. А денег в дырявом республиканском бюджете нет. А теми что есть, Коновалов и Штыгашев делиться с муниципалами не хотят. 

Поэтому можно сколь угодно долго ругаться и скандалить. От этого трубы не обновятся, котельные и электросети не модернизируются. Нужно просто начать работать. Но этой опции у местечкового функционера КПРФ Валентина Коновалоова изначально не было. И за три года сидения в губернаторском кресле он ее так и не прокачал. 

Новости по теме