Дефицит вычислительных мощностей в госсекторе могут закрыть за счет частного
Дата публикации: 16 марта 2022 года в 11:41.
Категория: Экономика.
В Минцифры говорят, что пока «анализируют ситуацию». Операторы дата-центров подчеркивают, что сами нуждаются в помощи: цены на системы хранения и серверы взлетели в разы, банки не выдают кредиты, логистические цепочки разрушены. Если государство все же решит теснить частников, полагают эксперты, первыми пострадают развлекательные сервисы, пишет «КоммерсантЪ».
Источники издания рассказали, что 9 марта в Минцифры прошло совещание с участием компаний, оперирующих существенным объемом вычислительных мощностей: «Сбера», МТС, Oxygen, «Ростелекома», «Атом-Даты» (структура «Росатома»), «Крока» и «Яндекса». Стороны обсуждали перспективу дефицита систем хранения данных (СХД) и серверов, необходимых для обеспечения работы государственных цифровых ресурсов.
По словам собеседника “Ъ” в правительстве, знакомого с ситуацией, сейчас там проводят инвентаризацию вычислительной техники дата-центров, обеспечивающих бесперебойную работу критически важных для властей систем.
В случае нехватки мощностей, которая может наступить уже в течение двух месяцев, поясняет источник “Ъ”, власти хотят по упрощенной процедуре заключать контракты на аренду свободных мощностей у коммерческих операторов ЦОД.
«Ситуация крайне серьезная, такого никто не ожидал, но реально существующих мощностей госсектору хватит максимум на полтора месяца работы»,— подтверждает собеседник “Ъ”, знакомый с деталями встречи. По его словам, все федеральные и региональные органы власти остались без возможности закупить оборудование. Также, уточняет источник “Ъ”, на встрече обсуждалась идея брать в управление серверные мощности компаний, которые заявили об уходе с российского рынка.
Собеседник “Ъ” на IT-рынке объясняет, что из-за ухода зарубежных облачных сервисов, которые в том числе использовали некоторые ведомства, спрос в серверных мощностях «моментально вырос». Ситуация осложняется тем, что цены на китайское оборудование увеличились в несколько раз, логистика нарушена, а заказчики зарубежной техники, которая уже ввезена в Россию, в ряде случаев не могут забрать ее со складов, говорят собеседники “Ъ”. «В страну въехали две фуры серверов зарубежного вендора, но выдавать нам их отказываются, ссылаясь на санкции»,— говорит собеседник “Ъ” в крупной IT-компании. Другой собеседник “Ъ” утверждает, что Huawei, в частности, приостановила продажи своей техники в Россию до 26 марта. В компании “Ъ” не ответили.
По предварительной оценке iKS-Consulting, на начало 2022 года в коммерческих ЦОД в России введено в эксплуатацию 55,8 тыс. стойко-мест. Доля бюджетных организаций и госструктур в доходах от услуг colocation (размещение оборудования заказчика на площадях подрядчика) составляет 7,1%. На рынке IaaS (сдача вычислительной инфраструктуры в аренду) их доля значительно выше — 14,2%.
В Минцифры “Ъ” сообщили, что обсудили с госорганами и IT-компаниями «механизмы, о которых прежде не задумывались», добавив, что пока не видят критичных рисков дефицита мощностей и вводят «дополнительные механизмы, направленные на повышение эффективности». На вопрос “Ъ” о том, планируют ли власти брать в управление вычислительные мощности покидающих страну компаний, в министерстве ответили, что пока стоит задача проанализировать, сколько мощностей потенциально может высвободиться, если некоторые компании окончательно уйдут: «Тогда можно будет говорить о правильном переиспользовании ресурсов». В «Кроке», «Сбере», «Ростелекоме», «Яндексе», «Атом-Дате» и МТС отказались от комментариев. В Selectel и Oxygen на запросы “Ъ” не ответили.
Западные санкции уже заставили российские власти ввести ограничения на вывоз из России широкой номенклатуры электроники и вычислительной техники. Эта мера должна, с одной стороны, помешать зарубежным IT-компаниям и вендорам оборудования, объявившим об уходе из России, вывезти свою технику, а с другой — остановить релокацию российских IT-компаний.
По оценке консультанта iKS-Consulting Станислава Мирина, потребность госсектора в вычислительной технике (серверах и СХД) росла в среднем более чем на 20% в год:
«Дело в том, что государственные сервисы требуют много ресурсов для хранения. Каждая новая функция "Госуслуг" требует дополнительных мощностей. Программы "Умный" или "Безопасный город" также являются генераторами потребностей».
Яркий пример, отмечает эксперт — городские камеры видеонаблюдения, которые требуют огромный ресурс для хранения и обработки данных.
По мнению главы «Ассоциации участников отрасли ЦОД» Игоря Дорофеева, если власти начнут срочно выкупать мощности у операторов ЦОД, которые уже обслуживают коммерческие компании, первое время это не повлияет на пользователей сервисов: «Если же ситуация с дефицитом мощностей не изменится, придется тесниться. Скорее всего, это приведет к тому, что будет ограничена работа развлекательных сервисов: облачного гейминга, музыкального и видеостриминга».
В «Ассоциации участников отрасли ЦОД» отмечают, что отрасль сейчас сама остро нуждается в господдержке. В первую очередь, считает господин Дорофеев, необходимо определить, смогут ли участники рынка ЦОД попасть под анонсированные правительством льготы. Вторая проблема — доступ к деньгам, говорит он: «Цены на оборудование взлетели, поставщики требуют 100% аванса, а банки неохотно выдают кредиты. Льготное кредитование сейчас крайне необходимо».