В Европе продуктовая паника. Повсеместно вводится нормирование дефицитных товаров
Дата публикации: 23 марта 2022 года в 07:43.
Категория: Экономика.
На снимке почти пустая полка для муки в супермаркете в Бонне, Германия, 16 марта 2022 года. REUTERS/Erol Dogrudogan
Спустя два года после дефицита из-за пандемии, война на Украине вызвала новую волну дефицита в Европе.
На севере Италии из супермаркетов вычищены все макароны. В аптеках Норвегии закончились йодные таблетки. А в Германии торговые группы предостерегают от проведения Hamsterkäufe - "хомячьего шопинга", или панических закупок товаров про запас.
"На прошлой неделе я купила 20 пачек макарон и несколько килограммов муки, готовясь к дефициту", - говорит Сабрина Ди Лето пятидесяти лет из Лекко, что к северу от Милана.
"Мы также рассматриваем возможность переоборудовать наш задний двор под огород и курятник, чтобы быть самодостаточными на случай войны и дефицита продовольствия", - добавила она.
Покупатели, наученные горьким опытом в отношении того, как работает экономика цепочки поставок, и ставшие свидетелями влияния коронавируса на мировую торговлю, теперь делают запасы, исходя из опасений наступления холодной войны или ожидаемого дефицита, идущего из осаждённой ныне житницы Европы.
Украина и Россия являются важнейшими мировыми поставщиками пшеницы, а также подсолнечника, рапса, льняного семени и сои, используемых для производства масел и кормов для животных. Половина мирового экспорта подсолнечного масла приходится на Украину и еще 21 процент - на Россию.
Почти 90 процентов льняного семени, перерабатываемого в ЕС, импортируется, по данным Ассоциации промышленности по переработке масличных культур в Германии. Ассоциация заявила, что война на Украине, скорее всего, вызовет дефицит растительного масла и кормов для животных, которые будет "очень трудно заменить" в краткосрочной перспективе.
Цены на хлеб, макароны и мясо уже растут в Италии, которая импортирует большую часть пшеницы из Восточной Европы и 80 процентов подсолнечного масла с Украины, а также большое количество кукурузы, идущей на корм животным.
В настоящее время стоимость хлеба в Милане достигает 8 евро за килограмм. По данным Coldiretti, национальной сельскохозяйственной торговой организации, в ноябре килограмм стоил в среднем 4,25 евро.
"Нелепо, что хлеб, который всегда был пищей бедняков, стал предметом роскоши", - жалуется Ди Лето, говоря, что она запаслась мукой, чтобы печь свою собственную выпечку и экономить деньги.
В Бельгии на прошлой неделе вслед за сетями Colruyt и Lidl магазины Aldi и Carrefour также ввели ограничения на продажу определенных продуктов на человека, включая масло и муку. Супермаркеты отмечают пик продаж этих продуктов, так как война на Украине, вероятно, повлияет на их импорт.
Ожидается, что в связи с бушующим конфликтом и санкциями в отношении России цены на эти продукты достигнут своего максимума. Супермаркеты и ранее опасались появления пустых полок и резкого роста цен на хлеб и теперь принимают меры, чтобы не допустить исчерпания запасов других базовых продуктов.
Главная сеть супермаркетов страны Colruyt первой объявила об ограничениях на количество товара, отпускаемого в одни руки - максимум две бутылки масла и два пакета муки на человека.
Бренд заверил, что дефицита в настоящее время нет, но потребление «уже не нормальное». Lidl также объявила об ограничениях на масло, овощные консервы и туалетную бумагу.
Aldi последовала этому примеру, введя во всех своих магазинах максимум в три единицы товара для масла, пшеницы, муки и хлебопекарных смесей.
Компания будет информировать клиентов с помощью плакатов, размещенных в магазинах.
Немецкие продуктовые магазины были вынуждены нормировать продажу растительного масла, чтобы предотвратить очередной виток "Hamsterkäufe". Словечко на национальном сленге, обозначающее скопидомство, стало популярным во время пандемии и происходит от привычки грызуна набивать свои щеки едой.
В целом хорошо укомплектованные торговые точки имеют пустые полки, где обычно лежит мука и растительное масло. "Пожалуйста, проявите солидарность и подумайте о своих соседях - воздержитесь от накопления ненужных запасов!" - гласит надпись у супермаркета Penny во Франкфурте.
Лизелотта, 85-летняя покупательница, объяснила, что ей разрешили купить только одну бутылку подсолнечного масла.
Будучи частью сокращающейся группы Kriegskinder, или "детей войны", она считает, что лучше подготовлена к дефициту, чем молодое поколение. "Нам знакомо это с детства. Но сегодняшняя молодежь привыкла иметь всё", - сказала она.
Панические закупки выглядят по-другому в странах Северной Европы, где боевые действия вблизи Чернобыльской АЭС на Украине и ядерное позёрство президента Владимира Путина возродили тревогу времен холодной войны.
Заявление Путина о том, что российские средства ядерного сдерживания находятся в состоянии повышенной готовности, уже побудило людей в Центральной Европе спешить с покупкой йода, который, по их мнению, может защитить их от радиации.
В Норвегии в продаже появились йодные таблетки, используемые для борьбы с последствиями воздействия радиации. По данным местных СМИ, за последние недели было продано более 1,7 млн. таблеток, а в аптеках их не будет до следующего месяца.
Кроме того, европейцы запасаются снаряжением для выживания, таким как спальные мешки и походные плиты, а также консервами и сушеными продуктами, отчасти для пожертвований беженцам, прибывающим с Украины, а также из-за опасений перебоев с поставками и распространения конфликта.
Продажи таких товаров, как пластиковые канистры, туристическое снаряжение, батарейки, фонарики и солнечные зарядные устройства для сотовых телефонов, выросли за последние две недели в шесть раз в шведской сети хозяйственных магазинов Clas Ohlsson (CLASb.ST), как сообщил её представитель.
«Понятно, что люди хотят быть готовыми к кризисам. Самый большой рост приходится на товары, которые рекомендуется иметь дома во время кризиса, например, радиоприемники», — сказал он.
По данным шведского продуктового ритейлера Ica Gruppen, продажи сухого молока, макаронных изделий, круп и консервов за последние четыре недели выросли на 20%.
По данным аптечной сети Rossmann, средства гигиены, такие как влажные салфетки, гели, мыло, зубные пасты, а также каши, также исчезают с полок в Польше.
Не вся Европа охвачена паническими закупками. Розничная компания Carrefour, широко представленная во Франции, Испании и Италии, заявила, что пока не испытывала дефицита, подобного сопутствовавшему началу пандемии.
"Некоторые люди делают запасы во Франции и несколько больше в Испании, где мы распродали подсолнечное масло в некоторых точках, но в целом распространённость такого поведения остается незначительной, и рынок функционирует практически в обычном режиме", - говорится в сообщении.
В Испании один из министров правительства предложил вместо панической скупки подсолнечного масла смазывать сковороды оливковым - продуктом, который его страна экспортирует уже более двух тысячелетий.
"Проблема подсолнечного масла на самом деле не является проблемой, потому что у нас есть другие растительные жиры и оливковое масло", - заявил Луис Планас, министр сельского хозяйства Испании. Он отметил, что акции некоторых крупных производителей оливкового масла за последние недели выросли более чем на 20 процентов.
Еще одним бенефициаром, получающий, по мнению некоторых критиков, несправедливые выгоды, может стать сектор поставщиков бензина. На этой неделе Германия предупредила, что будет следить за поставщиками, чтобы они не взвинчивали цены после того, как цены на нефть упали, а стоимость бензина осталась высокой - 2,26 евро за литр по сравнению с 1,81 евро до вторжения.
Для немецких покупателей, таких как 75-летняя Моника, осматривающая проходы супермаркета Penny, эти издержки являются важным напоминанием, что в условиях глобальной экономики никто не может избежать расходов на войну.
"Мы все должны заплатить цену за то, что происходит на Украине", - сказала она.