Высшая судебная инстанция отменила решение властей Хакасии о разорительном для Абакана тарифе на проезд в троллейбусах
Дата публикации: 15 июня 2022 года в 13:46.
Категория: Экономика.
Напомним, Приказом № 88-к Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 6 декабря 2021 года «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах г. Абакана для МУП г. Абакана «Троллейбусное управление», была установлена стоимость на проезд в 17 рублей — то есть на рубль ниже, чем в 2019 – 2021 годах.
То есть с 1 января 2022 года цена на проезд в троллейбусах Абакана должна была уменьшиться на рубль. Так приказало правительство Хакасии, в лице своего регионального Госкомтарифэнерго. Руководитель этого ведомства Хакасии Манук Данданян заявил, что сохранение прежнего 18-рублевого тарифа будет считаться «нарушением основ ценообразования».
Новость для абаканцев была вроде бы позитивная, но радоваться ей не стоило. На самом деле - это был недружественный акт, от которого пострадали бы все горожане.
В Госкомтарифэнерго сами или с чьей-то подсказки вдруг пришли к выводу, что за последние два года муниципальное Троллейбусное управление якобы получило «избыточно» около 6 млн рублей.
Просто удивительно, откуда могли взяться такие «излишки». Ведь проезд в абаканских троллейбусах сейчас стоит всего 18 рублей, хотя еще в 2019 году, в Минэкономразвития Хакасии подтвердили, что экономически обоснованный тариф для «Троллейбусного управления» составляет 36 рублей 29 копеек. Это вдвое выше, чем установленная сейчас плата за проезд – 18 рублей.
То есть, бюджет Абакана компенсировал ровно половину цены билетов. Более того, даже от этой невысокой цены в 18 рублей, льготники и пенсионеры, платят в троллейбусах 50% - то есть всего девять рублей.
Но власти республики решили нанести удар по казне Абакана, сделав троллейбусные перевозки еще более убыточными! Что ставило под вопрос сам факт существования экологичного и удобного общественного электротранспорта. Бюджет города не резиновый и не может бесконечно покрывать убытки, тем более - внезапные и непредвиденные.
Троллейбусы – востребованный и экологичный транспорт, и за год он перевозят в Абакане более 3 млн пассажиров. Но чтобы троллейбусы приходили вовремя, электротранспорту, обязательно нужна финансовая поддержка.
Исходя из того, что при тарифе в 18 рублей невозможно не то, что инвестировать в развитие предприятия, но и поддерживать его стабильную работу, представители Троллейбусного управления подали в суд иск с требованием отмены необоснованного и разорительного для предприятия приказа регионального Госкомтарифэнерго.
Решение суда первой инстанции в пользу «Троллейбусного управления» было вынесено в марте 2022 года. Верховный Суд Хакасии принял решение отменить приказ о занижении тарифа.
Ответчик в лице Госкомтарифэнерго попытался обжаловать это решение.
Апелляция рассматривалась в пятом апелляционном суде общей юрисдикции в Новосибирске и там решение суда первой инстанции было оставлено в силе.
Как сообщили в информотделе мэрии Абакана, еще на прошло неделе Администрации города стало известно, что Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Хакасии, видимо, осознавая свой грядущий судебный проигрыш, планирует задним числом (!) внести изменения в свой приказ от 2019 года, которым устанавливалась стоимость проезда и провоза багажа в абаканских троллейбусах 18 рублей. Вносимыми изменениями ответчик снова снижает стоимость с 18 рублей до 17 рублей.
Следовательно, «Троллейбусное управление» в случае принятия такого приказа (сейчас, по имеющимся данным, изменения в приказ находятся на юридической экспертизе в Минюсте Республики Хакасия) будет вынуждено заново начинать судебную тяжбу, теперь уже по новому приказу.
Администрация города Абакана поддерживает муниципальное предприятие: троллейбусы – экологичный и практически бесшумный транспорт, удобный для всех пассажиров. Движение троллейбусов – бесперебойное, чётко по расписанию, с удобными для пассажиров сервисами – оплата по картам, полные данные по маршрутам в цифровых приложениях. Особое внимание предприятие всегда уделяет чистоте и порядку в городских троллейбусах. Абаканцы постоянно задают вопросы городским властям, почему так мало в городе троллейбусов, почему не расширяются линии, не добавляются электробусы. И эти вопросы – правильные, ведь расширение троллейбусной маршрутной сети позволит абаканцам более комфортно передвигаться по городу. Для расширения предприятия есть несколько препятствий, и все они – финансовые: стоимость самих троллейбусов – каждая машина стоит порядка 30 миллионов рублей, затраты на обслуживание контактной сети и троллейбусов, стоимость электроэнергии… Поэтому для предприятия каждый рубль – это вклад в стабильность движения троллейбусов, безопасность и комфорт пассажиров.
Сейчас специалисты Администрации города Абакана рассматривают возможность подачи иска к регулятору по взысканию понесённых абаканским «Троллейбусным управлением» убытков.