Суд не позволил Мануку Данданяну разорить Троллейбусное управление Абакана
Дата публикации: 15 марта 2022 года в 09:00.
Категория: Экономика.
С 1 января 2022 года цена на проезд в троллейбусах Абакана должна была уменьшиться на рубль. Так приказало правительство Хакасии, в лице своего регионального Госкомтарифэнерго. Руководитель этого ведомства Хакасии Манук Данданян заявил, что сохранение прежнего 18-рублевого тарифа будет считаться «нарушением основ ценообразования».
Новость для горожан была вроде позитивная, но радоваться ей не стоило. На самом деле - это был недружественный акт, от которого пострадали бы все абаканцы.
В Госкомтарифэнерго сами или с чьей-то подсказки вдруг пришли к выводу, что за последние два года муниципальное Троллейбусное управление якобы получило «избыточно» около 6 млн рублей.
Просто удивительно, откуда могли взяться такие «излишки». Ведь проезд в абаканских троллейбусах сейчас стоит всего 18 рублей, хотя еще в 2019 году, хотя еще в 2019 году в Минэкономразвития Хакасии подтвердили, что экономически обоснованный тариф для «Троллейбусного управления» составляет 36 рублей 29 копеек. Это вдвое выше, чем установленная сейчас плата за проезд – 18 рублей.
То есть, бюджет Абакана компенсировал ровно половину цены билетов. Более того, даже от этой невысокой цены в 18 рублей, льготники и пенсионеры, платят в троллейбусах 50% - то есть всего девять рублей.
Но власти республики решили нанести удар по казне Абакана, сделав троллейбусные перевозки еще более убыточными! Что ставит под вопрос сам факт существования экологичного и удобного общественного электротранспорта. Бюджет города не резиновый и не может бесконечно покрывать убытки, тем более - внезапные и непредвиденные.
Мэрия Абакана всегда считала своей важнейшей задачей сохранить и обеспечить работу городского «Троллейбусного управления». Троллейбусы – востребованный и экологичный транспорт, и за год он перевозят в Абакане более 3 млн пассажиров. Но чтобы троллейбусы приходили вовремя, электротранспорту, обязательно нужна финансовая поддержка.
Исходя из того, что при тарифе в 18 рублей невозможно не то, что инвестировать в развитие предприятия, но и поддерживать его стабильную работу, представители Троллейбусного управления в сентябре 2021 года подали в Госкомтарифэнерго документы о необходимости увеличения оплаты за проезд.
Учитывая уровень инфляции, рост стоимости электроэнергии, комплектующих, иных необходимых для бесперебойного и качественного предоставления транспортных услуг расходов,«Троллейбусное управление» направило обосновывающие документы для пересмотра действующего тарифа и установления его в размере 20 рублей.
Однако ответчик – Госкомитет буквально отмахнулся от всех доводов и аргументов не просто категорический отказал, но приказ снизить тариф еще сильнее - до 17 рублей!
Городской бюджет вкладывал и вкладывает десятки миллионов рублей в предприятие ради удобства абаканцев, но помимо бюджетных средств обязательно нужно учитывать и экономическую реальность. Как и везде, как любые товары и услуги, дорожает электроэнергия, запчасти, люди, которые работают на предприятии, тоже, как и все, достойны получать заработную плату минимальную. Для этого и происходит пересмотр тарифа на проезд и провоз багажа. Для большинства людей, даже тех, кто не специалист в вопросах формирования стоимости услуги, это очевидно. Для многих, но не для всех.
Почему то неочевидно это оказалось и для государственного регулятора, который в конце 2021 года принял необоснованное решение не повысить, а, наоборот, понизить стоимость проезда в абаканских троллейбусах, тем самым поставив под удар и предприятие, и абаканцев, перед которыми возникла реальная угроза лишится навсегда лишиться троллейбусов.
К счастью, до этого не дошло. В понедельник, 14 марта Верховный суд Хакасии подтвердил правоту «Троллейбусного управления» и признал недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 6 декабря 2021 года № 88-к «Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах г. Абакана для МУП г. Абакана «Троллейбусное управление». Именно этим приказом была установлена стоимость в 17 рублей, на рубль ниже, чем в 2019 – 2021 годах.
У Манука Данданяна есть месяц на то, чтобы оспорить это решение, либо оно вступит в силу.