Правительство утвердило программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года

Дата публикации: 28 июня 2022 года в 21:04.
Категория: Экономика.

Правительство России утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Общий объём её финансирования в ближайшие семь лет составит более 770 млрд рублей.  При этом свыше 150 млрд из них, необходимые для обеспечения авиаперевозок, поступят в отрасль уже до конца 2022 года.

Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1 тыс. отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).

Кроме того, планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолётов. Предполагается, что акцент будет сделан на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях, поскольку они наиболее востребованы на рынке.

Как сообщается на официальном сайте Правительства РФ, отдельный блок программы посвящён выпуску авиационных двигателей для всей линейки гражданских воздушных судов. Объединённая двигателестроительная компания уже ведёт разработку, модернизацию и наращивание их производства в необходимом объёме. Всего до 2030 года предусмотрен выпуск почти 5 тыс. двигателей для самолётов и вертолётов.

Программа развития авиатранспортной отрасли разработана по поручению Президента России, которое он дал в апреле 2022 года по итогам совещания о развитии авиационных перевозок и авиастроения.

Из программы:

1. Доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67,1 процента, на них приходится около 95 процентов пассажирооборота.

2. Состав парка самолетов российских авиационных компаний для коммерческих перевозок в апреле 2022 г. насчитывал 1287 воздушных судов, их них пассажирских - 1101 единица, грузовых  - 84 единицы, бизнес-​джетов - 42 единицы, а также 60 воздушных судов, которые фактически не участвуют в коммерческих перевозках.

Средний возраст пассажирских воздушных судов авиационных компаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, составляет 14,6 года, из них магистральных пассажирских самолетов - около 11 лет, региональных пассажирских самолетов - 31 год, в том числе по наиболее массовым типам воздушных судов А321neo, А320neо - 2 года, А321, А320 - 11 лет, А319 - 17 лет, А330 - 12 лет, B737-800, В737-900 - 10 лет, B737-700, В737-500, В737-400, В737-300 - 22 года, B777-300 - 12 лет, "Сухой Суперджет 100" - 4,3 года, Як-42 - 28 лет, Ан-24, Ан-26 - 48 лет.

3. Целевой (базовый) сценарий предполагает возможность нахождения каналов пополнения запасов запчастей и расходных материалов, совершенствование программ летной годности воздушных судов, расширение программ субсидирования перевозок на внутренних воздушных линиях, в том числе за счет мероприятий по развитию внутреннего туризма. В условиях сохраняющихся внешних ограничений предполагается умеренный рост авиационных перевозок на 1 - 3 процента.

4. С учетом имеющейся избыточности провозных мощностей для закрытия потребности в авиационных перевозках допустима частичная разборка воздушных судов некоторой части парка воздушных судов. В итоге не менее 70 процентов иностранного авиационного парка к концу 2025 года останется в эксплуатации, что соответствует прогнозируемым потребностям в мощностях.

5. С учетом динамики парка воздушных судов российских авиационных компаний и интенсивности их эксплуатации в рамках сценария ожидаемый объем пассажирских авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях составляет по целевому (базовому) сценарию - 92,9 млн. пассажиров в 2025 году и около 104,5 млн. пассажиров в 2030 году.

Ожидаемый объем пассажирских авиационных перевозок на международных воздушных линиях составит по целевому (базовому) сценарию - 10,3 млн. пассажиров в 2025 году и около 11,6 млн. пассажиров в 2030 году.

6. По итогам 2021 года предприятиями авиационной промышленности было поставлено на внешний и внутренний рынки 83 воздушных судна, из них 32 самолета и 51 вертолет, 851 авиационный двигатель гражданского и военного назначения.

7. В начале 2022 года общая численность работающих в 268 организациях авиационной промышленности составляла 415,4 тыс. человек. Производственная деятельность  организаций обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации продукции военного назначения, обладающей конкурентоспособностью по техническим и стоимостным характеристикам, а также за счет значительных объемов государственной поддержки. Объем реализации продукции гражданского назначения (особенно самолетов) незначителен, что приводит к ее высокой стоимости и снижению конкурентоспособности.

8. В 2022 и 2023 годах планируется выполнить работы по изготовлению опытных воздушных судов SSJ-​NEW с максимальным импортозамещением агрегатов и систем, включая российскую маршевую силовую установку ПД-8. Сертификацию самолета SSJ-​NEW планируется завершить в 2023 году. При этом с 2024 года планируется выйти на поставку 20 единиц в год самолетов SSJ-​NEW.

9. До конца 2023 года планируется получение сертификата типа на легкий многоцелевой самолет "Байкал" (ЛМС-901), предназначенный для обновления парка воздушных судов, используемых на международных воздушных линиях, и повышения транспортной доступности на Дальнем Востоке.

10. В 2022 - 2024 годах предусмотрен значительный объем работ по замене импортных материалов, агрегатов и систем иностранного производства в типовой конструкции самолета МС-21 на российские аналоги. Ведется работа по сертификации самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14. Программа создания самолетов МС-21 предусматривает поставку 72 единиц в год с 2029 года с началом поставок первых 6 машин в 2024 году.

11. На замену морально устаревшего и выбывающего парка самолетов для местных перевозок Ан-24 и Ан-26 с 2023 года запланированы поставки российского турбовинтового самолета Ил-114. В 2024 году планируется выход на сертификацию самолета "Ладога" (ТВРС-44 "Ладога"). ТВРС-44 "Ладога", Л-410, "Байкал" (ЛМС-901) - 20 - 25 самолетов ежегодно, начиная с 2026 года.

12. Поставки вертолетов в 2022 - 2030 годах составят 764 единицы, при этом основной упор предусматривается сделать на вертолеты "Ансат" (201 единица) и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми8АМТ (276 единиц) как на наиболее востребованные.

13. Предусмотрено в 2022 - 2030 годах производство 4964 единиц двигателей в обеспечение серийного выпуска самолетов и вертолетов отечественного производства.

 
 

Новости по теме