Василий Белоногов: «Сейчас тепла в Черногорске хватает всем!»
Дата публикации: 14 апреля 2023 года в 10:28.
Категория: Экономика.
Василий Васильевич, отопительный период 2022 – 2023 завершается. Его особенностью стало то, что Черногорск вошел в зиму с новым теплоисточником – Абаканской ТЭЦ. Как можно охарактеризовать работу системы теплоснабжения после таких кардинальных изменений?
- Действительно, в городе сменился источник выработки тепловой энергии. В соответствии со схемой теплоснабжения, в прошлый отопительный период, т.е. 2021-2022 г.г. в городе были выведены из эксплуатации 7 котельных различной мощности («Центральная», «Южная», ГПТУ, Котельные №1, №2, №7, №10), а тепловая нагрузка была переведена на Абаканскую ТЭЦ. Переключение на Абаканскую ТЭЦ позволило получать потребителям теплоноситель более качественных и стабильных параметров, а закрытие старых, изношенных котельных благоприятно повлияло как на надежность теплоснабжения, так и на экологическую ситуацию в городе.
Переключение тепловой нагрузки на более современную и надежную ТЭЦ стало возможным, благодаря реализации мероприятий концессионного соглашения, которое Администрация Черногорска заключила с СГК в 2019 году. В рамках данного соглашения проведено строительство новых и реконструкция существующих тепловых сетей под новый источник генерации тепловой энергии. Финансирование этих мероприятий осуществлялось из трех источников – федеральный бюджет (Фонд содействия реформированию ЖКХ), средства концессионера (СГК) и местный бюджет.
Конечно, смена источника тепловой энергии не прошла незаметно – естественно сменились режимы работы тепловых сетей, как температурные, так и гидравлические, что изначально привело к увеличению порывов, но со временем все аварийные участки тепловых сетей были заменены и ситуация стабилизировалась.
Что изменилось в подходах к обеспечению теплоснабжения в городе с приходом СГК?
- Прежде всего, это квалифицированный персонал, наличие необходимого оборудования и материалов для эксплуатации системы теплоснабжения - а это значит оперативность, качество и количество проводимых работ. Большое внимание Администрация, совместно с СГК, уделяет ремонтам тепловых сетей в межотопительный период. Если раньше муниципалитет мог позволить потратить, даже с финансовой поддержкой республиканского бюджета, на ремонты около 5 млн. рублей в год и менялись в основном квартальные сети, то с приходом СГК эта сумма увеличилась в разы, в городе заменено очень много магистральных тепловых сетей больших диаметров, что привело к снижению технологических нарушений и повышению надежности теплоснабжения для конечных потребителей.
Заменено большое количество запорной арматуры в тепловых камерах, если опять же сравнивать работу СГК с работой предыдущих теплоснабжающих организаций, то раньше для устранения повреждения на тепловой сети необходимо было перекрывать потребителей целыми кварталами, что, естественно в период низких температур наружного воздуха вызывало массу возмущений и дискомфорт у жителей. Сейчас же мы приближаемся к тому, что в случае необходимости можно перекрыть конкретного единичного потребителя на время устранения аварийной ситуации.
Проведена большая работа по гидравлической регулировке тепловых сетей, в ключевых точках на тепловых сетях установлены измерительные приборы для возможности мониторинга режима работы. Данное мероприятие, в том числе, позволило уйти от установки циркуляционных насосов в многоквартирных домах, которые раньше бесконтрольно устанавливались управляющими компаниями. Сейчас, после проведения регулировок тепла хватает всем, а некоторым даже с избытком.
Кроме ежегодного проведения ремонтных работ на тепловых сетях, схемой теплоснабжения города было предусмотрено строительство в 2022 году новой блочно-модульной котельной в рп. Пригорск. Мощности старой котельной не хватало для обеспечения потребителей отоплением надлежащего качества при температуре воздуха ниже -20С, а новая котельная решила эту проблему. В настоящее время у жителей поселка нормативная температура в квартирах в любой мороз. Есть вопросы к выбросам из дымовой трубы, но эта ситуация на контроле и должна разрешится к окончанию отопительного периода.
На расширенной планерке в администрации Черногорска в начале марта обсуждалась тема возросших начислений за отопление. Вами было дано поручение в адрес управляющих компаний, во-первых, проанализировать причины увеличения объемов потребления домом тепла, а во-вторых, устранить проблемы, связанные с регулировкой внутридомовых инженерных систем. Есть ли результаты выполнения данного поручения, возможно, промежуточные итоги?
- Причины увеличения объемов потребления тепловой энергии мы проанализировали сами. Прежде всего, это значительное понижение температуры наружного воздуха в декабре по сравнению с ноябрем. Так, в ноябре среднемесячная температура за расчетный период (с 20 октября по 20 ноября) составила -0,5С, а за декабрь уже -19С, январь и февраль также были холодными -15 и -16,5С соответственно. Поэтому и счета за отопление в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии были выше за эти три месяца (декабрь, январь, февраль), ведь чем холоднее на улице, тем больше тепла необходимо, чтобы нагреть квартиру до нормативной температуры. Но тут также нужно указать на то, что жители в МКД с общедомовыми приборами учета не платят за отопление в межотопительный период, а это целых четыре месяца (июнь, июль, август и сентябрь).
Какие управляющие компании уже провели регулировку узлов управления на внутридомовой системе отопления? Как это повлияло на статистику обращений от жителей?
- Все, без исключения, управляющие компании занимаются регулировкой внутридомовых инженерных систем, ведь они являются непосредственным исполнителем и ответственным лицом за качество предоставления коммунальных услуг конечному потребителю в многоквартирном доме. А стандарты качества, в свою очередь, установлены нормативными документами РФ. Так температура в квартирах должна быть не ниже 20С и не выше 24С, а в угловых 22С и 26С соответственно. Поэтому, в случае если температура в помещении не соответствует указанным значениям, управляющая компания обязана незамедлительно принимать соответствующие меры для нормализации температурного режима.
Выявились какие-то типичные проблемы на уровне домов или УК, требующие системного подхода?
- Нет, каких-то системных проблем не выявилось, ведь перед переключением потребителей на Абаканскую ТЭЦ все многоквартирные дома были оборудованы узлами управления теплоносителем (элеваторы). Несмотря на то, что элеваторы являются не самыми современными системами, но, как показывает практика, при должном подходе к их эксплуатации со стороны управляющих компаний, они позволяют легко обеспечить необходимую температуру внутри жилых помещений.
Есть ли в городе дома или управляющие компании, не допустившие необоснованного роста начислений за отопление в зимние месяцы?
- Рост платы за отопление в декабре, январе и феврале был практически во всех многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета. Это объясняется тем, что жители таких МКД оплачивают отопление по факту потребления. А так как температура воздуха в эти месяцы была значительно ниже относительно того же ноября, соответственно потребление увеличилось и увеличились счета за отопление. Но тут опять необходимо отметить, что это наиболее холодные месяцы за весь год, в остальное время начисления будут меньше, а летом четыре месяца вообще не придется платить. Есть, конечно, и такие дома, в которых температура была выше нормативной, а это перерасход тепловой энергии и повышенные начисления, но такие дома единичны и в случае возникновения таких проблем они решались в ручном режиме с управляющими компаниями и тепловой инспекцией СГК.
Что показал опыт этих успешных УК? Возможно ли его распространение на другие управляющие организации?
- Любая управляющая компания обязана работать на благо жителей многоквартирного дома, ведь они платят ей свои деньги за получение коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых объемах.
Минувшая зима особенно остро обозначила проблемы взаимодействия управляющих компаний с жильцами, с одной стороны, и ресурсниками, с другой. Как планируется учесть уроки этого отопительного периода при подготовке к следующему?
- Взаимодействие между управляющими компаниями и теплоснабжающей организацией налажено, у СГК есть такая структура как тепловая инспекция, которая в случае необходимости оказывает помощь управляющим компаниям в регулировке домов, выдает рекомендации и советы.
Со стороны собственников также важно контролировать температурный режим. Прежде всего, из собственников дома должен быть выбран Совет и Председатель совета дома. Председатель уже будет работать с управляющей компанией по вопросам качественного отопления от имени всех собственников. Ведь понятия комфорта у всех людей разные: кто-то любит тепло и готов переплачивать деньги за 26 градусов в квартире, а кому-то достаточно и 20. Поэтому в первую очередь необходимо организоваться самим собственникам и сообща принимать решения, в том числе и по отоплению, а Председатель будет работать с управляющей компанией над исполнением этих решений.
Когда и с чего начнется подготовка города и городской системы ЖКХ к следующему отопительному сезону? Какие задачи предстоит решить? Какие важные моменты программы стоит подчеркнуть?
- Уже разработаны и утверждены мероприятия по подготовке к следующему отопительному периоду и, не смотря на то, что текущий отопительный сезон еще не завершен, специалисты СГК приступили к капитальным ремонтам на тепловых сетях. Все работы по ремонту ведутся без отключения потребителей, всего предстоит заменить более 2 км тепловых сетей. Администрация г. Черногорска приступила к ежегодной актуализации схемы теплоснабжения, в качестве разработчика проекта выступила СГК, сроки проведения актуализации в соответствии с постановлением Правительства РФ № 154 – до 01 июля.