Устами цирковых: о скандале вокруг Казанского цирка в независимом разговоре с экспертами отрасли
Дата публикации: 16 мая 2023 года в 17:10.
Категория: Скандалы.
Ведь молодежь была и остается главным человеческим капиталом республики, она активно вовлекается в решение важных государственных задач, в том числе и в задачи сохранения культуры Татарстана, подчеркнул Садыков.
На этом фоне шокирует недавний скандал, когда в ночь на 29 апреля в учреждении культуры республиканского значения – Казанском цирке – с размахом и широким общественным резонансом прошла вечеринка Focus – иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкогольной и табачной продукции, пишет «Независимая газета».
Организаторы вечеринки опровергают информацию о распитии алкоголя и курении на арене. Но, как пишут СМИ, в фойе цирка действительно продавали алкоголь и электронные сигареты, а еще гости танцевали на самом манеже.
«НГ» пообщалась с цирковыми артистами разных поколений – о скандале вокруг Казанского цирка, о творческом взаимодействии и единстве целей, об уровне культуры молодежи и позитивном имидже постсоветского цирка на мировой арене.
В 2023 году 30 лет исполняется республиканскому закону «О молодежи», по такому случаю в Татарстане была запущена реализация комплексной программы по формированию безопасной молодежной среды, существование которой невозможно без приобщения молодежи к искусству, без воспитания ее нравственности и духовности.
За ценой на столь благое дело не постояли: на муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018−2024 годы» заложили более 12 млрд рублей, и согласно документу, Казань – это город, где искусство и культура занимают особое место.
Казалось бы, логика проста, ведь искусство всегда выступало огромным духовным, культурным и моральным подспорьем для нашей страны, в особенности для ее молодого поколения, остро нуждающегося в правильных ценностных ориентирах. А современный цирк – это не просто модернизированное учреждение культуры, а настоящий культурный центр притяжения, формирующий новый образ досуга и творческого развития. Но история твердит, что благие намерения подчас указывают неверный путь: вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории цирковой среды – рейв на манеже, алкоголь в фойе и сигареты с ароматизаторами.
«Не этим нужно привлекать, – убежден цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».
И действительно: современные цирковые программы искусно воплощены в грандиозные шоу для зрителей всех возрастов. Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
По мнению генерального директора Большого Московского цирка, Народного артиста Российской Федерации Эдгарда Запашного, залог успеха российского цирка как бренда заключается в том, что все независимые друг от друга структуры эффективно между собой взаимодействуют: «Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Ключевым для всех нас должны быть сотрудничество и союзничество».
И действительно, цирк в России с его столетней историей – это настоящий культурный бренд и один из символов культурного наследия нашей страны. Он был и остается предметом нашей особой гордости. И проведение подобных мероприятий на территории цирка, как представляется, не только компрометирует российский цирк как мировой бренд, но и нивелирует все попытки республиканского правительства провести молодежную политику в соответствии с поставленными задачами.
И здесь на первый план, по мнению экспертов циркового сообщества, выходит отсутствие у руководства цирка, у организаторов данного мероприятия чувства святости и сакральности цирка. Даже у людей, никогда не бывавших в цирке по причине удаленности регионов или отсутствия возможности к посещению цирковых представлений, есть твердое убеждение, что цирк – это территория детства, свободного от пороков взрослого мира. Девиз российского цирка сегодня – искусство, понятное каждому. Так думали и организаторы, пригласив взрослых «очутиться в весенней сказке», желая донести миру некое волшебство. Но так ли легко постичь его суть, если тропинка в детство пролегает сквозь пары алкоголя?
100 лет истории понадобилось российскому цирку на то, чтобы уйти от балаганного и площадного имиджа цирка, чтобы произвести переворот в сознании зрителя, который сегодня отправляется в цирк за настоящим чудом, а не за обманом, за профессионализмом, а не за самодеятельностью, за самым честным искусством без границ.
«Цирк – это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство, – считает руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев. – И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция». Цирк – это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия, уверен народный артист.
И если цирк – это храм, то цирковой манеж – это сердце цирка и самое священное место в нем, это алтарь, которым артисты дорожат, как святыней. Ведь манеж когда-то стал первым и единственным домом для многих цирковых артистов, действующих и почетных, и оттого с еще большим трепетом относящиеся к своему профессиональному и творческому пространству.
Российский цирк годами выстраивал доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей разных поколений, интересов, профессий, местом досуга совершенно новой формации, привлекательным для людей всех возрастов. Но эти усилия кажутся тщетными, когда директор цирка без какого-либо принуждения со стороны превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».
Николай Павленко считает такие вещи недопустимыми: «Цирк пережил времена, когда помещения сдавались под проведения мероприятий, не имеющих ничего общего с понятием «культура», цирк выстоял. И сегодня эта история не должна повториться. Мы помним времена, когда при входе в цирк деятели культуры снимали головной убор, потому что было уважение к учреждению, к общему делу. Мы воспитаны на примерах таких людей».
А разве могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства те, у кого оно атрофировано, разве служат подобные мероприятия повышению уровня культурной активности жителей Республики, разве может глава культурного учреждения воспринимать его как производственное помещение, а не как место для семейного досуга? И как могут относиться к культурным мероприятиям подростки, какая мотивация к их посещению может закладываться теми, кто является акторами этих антикультурных акций? Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать этого ввиду отсутствия у нее чувства сопричастности, но если руководитель такого уникального учреждения культуры, как цирк, не понимает, что подобные акции обесценивают истинное предназначение цирка, то он, как представляется, профессионально непригоден.
По статистике 70% населения Казани сегодня предпочитает большую часть свободного времени проводить дома или в торговых центрах, отмечается крайне низкий интерес молодежи Республики Татарстан к учреждениям культуры, в их числе может оказаться и Казанский цирк, и у этого явления есть свои причины.
Эдгард Запашный подчеркивает, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. А самые сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие в стране программы, по мнению эксперта, производят только три структуры в стране: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре. «Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», – считает глава БМГЦ.
Но что именно толкнуло руководство Казанского цирка к организации мероприятия, граничащего, по словам Запашного, с вакханалией – дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта или желание шагать в ногу со временем? А ведь именно последнее и означает – делать искусство созидающим, а не деструктивным, современным и интересным для детей и подростков. И в этом аспекте важно умение цирка, одного из немногих учреждений культуры, говорить с молодежью на понятном им языке. А значит привести молодежь в цирк можно единственным способом: посредством формирования креативной среды и создания новых, современных, технологичных и увлекательных шоу, которые будут носить не только познавательный и развлекательный, но и просветительский характер и не будут противоречить принципу развития учреждения культуры и сохранения его репутационной и культурно-досуговой привлекательности.
Воплощение высокой миссии приобщения к искусству невозможно там, где утрачивается чувство уважения к институтам культуры. Европейские цирки давно ушли от канонических идеалов и сдаются в аренду под проведение иммерсивных постановок, показ альтернативных спектаклей и собрания андеграундных сообществ. Неужели и мы хотим такое же будущее для наших цирков? Однако это неизбежно, если наши дети будут воспринимать цирки как балаганы, а цирковую арену как исключительный повод для нетривиального молодежного перфоманса.