Почему в России дорогие авиабилеты
Дата публикации: 23 июня 2009 года в 11:49.
Категория: Экономика.
Авиакомпании ссылаются на кризис: в сытые времена они наделали много долгов, и сейчас приходится их отдавать. Расплачиваемся за это мы – простые пассажиры. Перевозчики хором утверждают, что их тарифы не растут или снижаются вслед за ценами на топливо. В свою очередь, пассажиры клянутся, что никакого удешевления не происходит. В чем же дело? Формально компании, может быть, и правы. Просто когда они говорят о своих предложениях, то «забывают» упомянуть, что речь идет о «голом» тарифе. А топливный и аэропортовые сборы, страховка, агентская комиссия и т.п. считаются отдельно. Вместе они дают двукратное удорожание билета. Получается, что авиакомпаниям необходимо самостоятельно снижать издержки, чтобы удешевить тариф. Ведь желающих воспользоваться воздушным транспортом с началом кризиса поубавилось – по некоторым оценкам, спрос на авиабилеты упал на четверть. Некоторые компании пошли по пути сокращения персонала. По данным Росавиации, с конца прошлого года авиапредприятия расстались почти с 9 тыс. человек. Но существенной экономии перевозчикам это не принесло. Может показаться, что решение лежит на поверхности. Ведь авиакомпании вполне могут наладить продажу «горящих» билетов с дисконтом. По аналогии с туристическими фирмами, которые в последний момент задешево распродают «горящие» туры. Но, оказывается, на практике это реализовать непросто. «Перевозчики не могут себе позволить так быстро заполнять пустующие места. В нашей стране не очень эффективно поставлена электронная система покупок, не во всех регионах можно к ней подключиться. А последние места выкупаются, как правило, по Интернету», – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Получается, все дело в системе продаж билетов? Не только. Чтобы продавать билеты с дисконтом, перевозчикам необходимо менять производственный процесс. Придется до последнего часа держать рейс «открытым», а это по нынешним правилам невозможно. Да и запас еды нужно рассчитывать заранее. Как пишут «Известия», мешают дешеветь билетам и многочисленные посреднические фирмы. Во время кризиса многие компании отказались с ними работать. Поэтому некоторые агенты начали брать двойную комиссию с пассажиров. Кроме того, главное, почему мы переплачиваем за полет, – это технически устаревший авиапарк, потребляющий избыточное количество топлива. Поэтому у западных компаний стоимость керосина в цене билета составляет около трети, а у российских – почти половину. Впрочем, во время кризиса компаниям не до обновления флотилии – хватило бы средств, чтобы поддержать в исправном состоянии имеющийся парк. Получается, что авиационная отрасль подошла к кризису неподготовленной. У перевозчиков не налажена оперативная продажа билетов, которая наверняка способствовала бы удешевлению перелетов. Нет современных экономичных лайнеров, приобрести которые в денежные времена перевозчикам было вполне под силу. Не выстроена альтернативная система по заправке топливом. А самое обидное, что пострадали от этого не только авиакомпании, но и простые пассажиры.