Продажи iPhone в России провалились
Дата публикации: 28 мая 2009 года в 10:25.
Категория: Экономика.
Все операторы «большой тройки» признали, что продажи смартфонов от Apple в России провалились. Теперь сотовые компании пытаются найти выход, ведя переговоры об изменении условий контракта. Они обращались в Apple с предложением пересмотреть ценовые параметры и объемы закупок для российского рынка. Условия контрактов с Apple официально операторами не разглашались. Однако, по данным участников рынка, «ВымпелКом» и «МегаФон» обещали продать за два года 1,5 млн и 1 млн трубок соответственно, а МТС - 1 млн, но за три года. «Кризис оказал влияние на продажи смартфонов в целом. В текущих условиях люди отложили покупку мобильных устройств. Тем не менее, мы по-прежнему считаем это устройство перспективным с точки зрения продвижения мобильного интернета», - говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. «Мы ведем переговоры с Apple о возможности пересмотра условий договора, в связи с тем, что кризис повлиял на продажи iPhone в России», - подтвердила вчера представитель «МегаФона» Татьяна Зверева. Единственный представитель «большой тройки», не пытающийся изменить условия контракта с Apple, - это «ВымпелКом», который заявляет о том, что полностью удовлетворен продажами. При этом вице-президент «ВымпелКома» по маркетингу и продажам Кент Макнили признает, что «в тех странах, где смартфон субсидируется, операторы получают гораздо больше выгод от продажи iPhone». «В России он находится в премиальной линейке, и в результате распространение аппарата здесь гораздо ниже, чем в тех странах, где есть возможность приобретения субсидированной трубки, причем гораздо дешевле», - отметил он. «Продажи iPhone в России де-факто провалились, и, по сути, Apple российский рынок потеряла», - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его данным, за последние два квартала всеми операторами «большой тройки» было продано 127 тыс. трубок, из которых около 50 тыс. продала МТС, 40 тыс. - «ВымпелКом» и 35 тыс. - «МегаФон», потратив при этом в четвертом квартале (в первом квартале закупки не производились) $64 млн, $71,2 млн и $65,6 млн соответственно. «Всего операторы за четвертый квартал закупили 400 тыс. iPhone, а значит, около 260 тыс. устройств сейчас находятся на руках у операторов и в рознице», - отмечает эксперт. При текущем уровне продаж это количество можно продавать до конца года и дольше, поскольку сейчас операторы продают по 12 тыс. аппаратов в месяц в лучшем случае и за семь оставшихся месяцев смогут продать не более 100 тыс. трубок. «Снижение цены увеличит спрос, но операторов это не спасет, а выход новой версии iPhone, который ожидается в течение лета 2009 года, еще более негативно скажется на ситуации», - отмечает Эльдар Муртазин, добавляя, что для того, чтобы покупать новые версии смартфона, операторам надо куда-то сбыть старые. Кроме России, их продавать некуда, а здесь их покупать не хотят. С тем, что продажи iPhone в России провалились, соглашается и аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По его мнению, планы по продажам смартфона были завышенными, ситуацию усугубил кризис, а трубка оказалась для российской аудитории слишком дорогой. Кроме того, эксперт отмечает, что свою лепту внесло обострение конкуренции на рынке смартфонов. «Топовые модели Nokia обгоняют iPhone по продажам, в том числе за счет более высокой функциональности», - приводит пример Владислав Кочетков. Кроме того, по его словам, серый рынок этих iPhone все еще существует, что также отражается на продажах официально ввезенных трубок. Как сообщает «Газета», президент «Евросети» Александр Малис отметил: «Аппаратик мог бы быть и подешевле».