Закону «О защите прав потребителей» исполнилось 20 лет
Дата публикации: 7 февраля 2012 года в 19:55.
Категория: Экономика.
Сегодня исполнилось 20 лет со дня принятия Закона «О защите прав потребителей».
От дикого рынка середины девяностых до грамотного потребителя сегодняшних дней — такие грандиозные перемены произошли за годы действия закона «О защите прав потребителей». Нынешний год ознаменован также 50-летием провозглашения первых в мире потребительских прав граждан. Полвека назад эти права законодательно закрепили ведущие государства мира, вне зависимости от политического режима и уровня экономического развития. В нашей стране само потребительское движение в сравнении с мировым опытом ещё молодо, поскольку основание для его развития появилось лишь в 1992 году.
С этого периода в стране началась целенаправленная реализация государственной политики — организована национальная система защиты прав потребителей, состоящая из федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей. Это был серьёзный шаг к развитию цивилизованного бизнеса. А потребители получили необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав.
С того времени товарный голод в стране сменился перенасыщением рынка. Но некачественная продукция и недобросовестные услуги имеют место быть. По оценке Российского Союза потребителей, каждому жителю нашей страны ежегодно приходится больше трёх раз приобретать некачественные, опасные товары и услуги, сообщили в пресс-службе Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия.
В 2011 году специалистами по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия проведено 560 проверок хозяйствующих субъектов, в ходе которых специалистами выявлено более 865 нарушений законодательства о защите прав потребителей. По итогам надзорных действий возбуждено 597 дел об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 372 тысячи рублей. В течение года специалистами по защите прав потребителей рассмотрено 10 839 письменных и устных обращений граждан, составлен 91 проект исковых заявлений, подано 4 иска в защиту потребителей в судебные инстанции, в том числе 3 иска в защиту неопределенного круга потребителей. Потребителям, пострадавшим от нарушений потребительского законодательства, возвращено 585 тысяч рублей.
«Защита прав потребителей – это не война с предприятиями, это не война с предпринимателями, и тот, кто понимает эту работу так, ошибается. Поэтому нельзя противопоставлять интересы бизнеса и граждан. Но применительно к потребителям всем понятно, что во всём мире эти отношения специальным образом регулируются именно потому, что гражданин в таких отношениях, как правило, более слабая сторона». Такое заявление в этом году сделал Президент России Дмитрий Медведев. Впервые за 20 лет существования системы защиты прав потребителей в России публично обращено внимание первого лица страны на проблемы потребителей. Президиум Государственного совета Российской Федерации по главе с Президентом на своём заседании, прошедшем 16 января 2012 года в городе Саранске, рассмотрел вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации».
Основная направленность принятых решений сводится к тому, что потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов, поскольку это главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране. В первую очередь акцент был сделан на необходимости совершенствования правовых механизмов и создании дополнительных гарантий защиты интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка – сфере банковских услуг, туристической сфере и в жилищно-коммунальном хозяйстве.