Кто и зачем «продает Китаю российские земли»

Дата публикации: 17 июня 2015 года в 23:16.
Категория: Экономика.

В российской блогосфере и соцсетях поднялась информационная волна с паническим оттенком. Публику пугают сообщением о том, что мол «Китай купил у России Забайкальский край и готовится к переселению туда своих граждан». В фактах и подробностях разобраться почти никто не пытается. И зря. Иначе бы стало понятно, что пугаться просто нечего.

Новость о том, что Китай якобы купил Забайкальский край основана на сообщениях китайских информагентств. Он передали, что администрация Забайкальского края «рассматривает возможность о передаче в аренду» Китаю 300 га сельскохозяйственных угодий сроком на 49 лет.

То есть во-первых - это протокол о намерениях, каких у каждого региона России с Китаем пачка, лежащая в дальнем углу. Будет это реализовано или нет — пока неизвестно. Однако новость возбудила общественность и её стоит разобрать независимо от того, подписано уже соглашение или нет.

Во-вторых, речь идет не о продаже, а об аренде. В-третьих, 300 гектаров это вообще ни о чем. Столько земли обрабатывает российский фермер среднего пошиба. Или, для наглядности, 300 га – это лишь 3% от квадратного километра. Если кто забыл, то площадь территории Российской федерации составляет 17 125 407 кв.км.

Теперь о пресловутом «массовом переселении китайцев». Страх нагнал один из экспертов КНР, который в местной прессе дал комментарий к планируемому договору аренды. Он пояснил, что сделка может состояться лишь в том случае, если российская власть даст разрешение на въезд и проживание необходимому числу китайских работников, которые и будут работать на арендованной русской земле. Это, по его словам, необходимо, так как в Забайкалье местных российских трудовых ресурсов явно недостаточно, а значит, и вкладываться в землю китайцам не имеет смысла, не решив этот ключевой вопрос. При этом эксперт добавил, что проблема является больше политической, чем экономической, и решение её станет маркером настоящего состояния двусторонних российско-китайских связей, которые пока полны по большей части благими намерениями, чем реальными проектами. Такая постановка вопроса и стала причиной паникёрских настроений в нашей блогосфере.

Между тем, мало кто из сеявших панику блогеров знает, что Китай давно и успешно арендует сельхоз земли во всём мире. И не только в Африке и Латинской Америке, но и в США, в Австралии, а также у своих соседей - Южной Кореи и Японии.

Да и у нас в Хабаровском крае и Еврейской автономной области Китай давно арендует не сотни, а сотни тысяч гектаров. И такая его стратегия объясняется не коварным умыслом на «ползучую оккупацию» территории других держав, а лишь борьбой с собственным продовольственным кризисом.

Предвидя возможную информационную атаку, китайские эксперты в прессе пояснили:

«Необходимо полностью искоренить абсурдные заявления о том, что Китай, расширяя сельхозсотрудничество с Россией, на самом деле пытается по-тихому расширяться. Внешнее расширение не совпадает с культурными традициями КНР и тем более с её политикой по отношению к РФ. Это — провокация враждебных сил, направленная на ухудшение наших отношений с Москвой».

В заключение нужно пояснить, почему речь идёт о столь долгосрочных договорах аренды – сразу на 49 лет. Дело в том, что такой срок исключают возможность недобросовестной эксплуатации земли. Получая сельхозугодия на несколько лет, приезжий работник будет стремиться выжать из них все соки, а не возделывать и улучшать десятилетиями, чтобы иметь стабильный и высокий урожай. А вот при полувековой аренде, мотивация того, кто на этой земле будет работать - в корне меняется.

Однако глупо отрицать, что определенный риск в подобных сделках с Китаем всё же есть. Сегодня Поднебесная не заинтересована в захвате чужих территорий, но кто знает, как обернутся дела через 50 лет. Поэтому у нас ровно два выхода.

Первый — отказаться от расширения сотрудничества с Китаем, игнорируя этот путь развития, как мы делали это прежде. Риск в данном случае в том, что мы, учитывая небывалые темпы развития соседа, ещё раньше, чем через 50 лет, окажемся на позициях ведомого партнёра. И тогда Китай сможет сам решать, какие из наших земель ему заселять, а какие нет и на каких условиях.

Второй путь для нас новый и сложный — вырабатывать современные механизмы взаимовыгодного и безопасного взаимодействия и роста с Китаем. Решая в том числе и грандиозные задачи по нашему собственному освоению Сибири и Дальнего Востока. Пока на этом направлении у нас очень скромные достижения — концепции развития территорий пишутся, под них создаются министерства и ведомства, которые задачи успешно проваливают, расформировываются, и всё повторяется по кругу.

Одной из ключевых причин срыва всех этих планов является как раз критическая нехватка трудовых ресурсов в восточных регионах России. Там срочно нужны десятки миллионов рабочих рук! И без помощи Китая нам взять их просто негде.

Но чтобы пойти по второму пути, нужно обладать не только достаточными ресурсами, но и изрядной политической смелостью. Сказать, что мы твёрдо ступили на этот путь, пока нельзя.

Источник: «Однако»

Новости по теме