Российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА готов к серийному выпуску

Дата публикации: 15 июня 2016 года в 17:35.
Категория: Политика.

В Комсомольске-на-Амуре 20 июня поднимется в воздух восьмой экземпляр российского истребителя Т-50. Этот образец в отличие от предыдущих самолетов уже полностью укомплектован оборудованием и боевыми системами, прописанными в техзадании на создание перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения. Поставка серийных истребителей Т-50 в войска начнется в 2017 году.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готовит предварительное заключение на производство установочной партии новейших истребителей пятого поколения Т-50 для поставки Воздушно-космическим силам России. Как сообщают «Известия», 20 июня в Комсомольске-на-Амуре поднимется в воздух восьмая машина серии, практически полностью отвечающая требованиям военных по боевым возможностям к истребителю пятого поколения.

Как рассказал изданию источник в ОАК, в отличие от предыдущих самолетов восьмой борт полностью укомплектован оборудованием и системами, прописанными в техническом задании на создание перспективного комплекса фронтовой авиации. Именно с появлением этой машины можно говорить, что Т-50 как боевая единица обрел реальное лицо и готов к серийному производству для поставок в ВКС России.

По словам источника, сейчас в цехах Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) в разной степени готовности находятся еще четыре экземпляра Т-50. Машина под № 9 присоединится к летным испытаниям комплекса в сентябре. Две следующие, 10-я и 11-я, стоят на стапелях: у первой состыковали фюзеляж, у второй собрали центроплан. До конца года обе выйдут на этап летных испытаний. Но уже осенью ОАК будет готова подписать контракт с Минобороны на поставку в войска установочной партии истребителей.

Ранее главком ВКС Виктор Бондарев говорил, что поставки серийных Т-50 должны начаться в 2017 году.

«Установочная партия — это не менее 12 машин, то есть одна эскадрилья, — уточнил глава Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов. — В их число не входят истребители, проходящие сейчас этап испытаний. То есть в 2017 году в интересах ВКС будут построены и поставлены совершенно новые, отвечающие требованиям технического задания боевые машины, которым предстоит пройти этап войсковых испытаний, после чего можно будет говорить о расширении закупки машин такого типа».

При этом эксперт уточнил: ждать, что Т-50 станет массовым истребителем, пока не стоит. ПАК ФА позиционируется как главный конкурент американскому F-22 Raptor. Программа создания Raptor обошлась США в $74 млрд. Стоимость одного самолета — $146 млн. США купили 187 таких самолетов, после чего вообще закрыли программу.

Наш Т-50 и программа его разработки на порядок дешевле. Но замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов уже предупредил, что военные могут купить меньшее количество истребителей пятого поколения, чем было запланировано в госпрограмме вооружения до 2020 года. Минобороны пока контрактует 12 штук, а после их ввода их в эксплуатацию определят, сколько еще самолетов такого типа смогут себе позволить в ближайшие годы.

— Всё новое стоит очень дорого, и надо понимать, что первые машины будут весьма далеки от общепринятого представления, что с их появлением ВКС получат некие сверхвозможности, — говорит Пухов. — Процесс доводки самолета даже после принятия на вооружение занимает годы. Достаточно вспомнить, что между прототипом Су-27 — Т-10, появившимся в 1977 году, — и итоговым изделием прошло столько изменений в конструкции и бортовом оборудовании истребителя, что только последняя модификация — Су-35С, принятая на вооружение в позапрошлом году, — может считаться окончательной. Такая же судьба, судя по всему, ждет и Т-50.

Хотя бы потому, что двигатели пятого поколения, известные как «Тип 30», или «двигатели второго этапа», сейчас находятся еще в стадии разработки. Первые серийные Т-50 пойдут на вооружение с моторами 117С, такими же, какие стоят на истребителях Су-35. Они хоть и обеспечивают необходимую суммарную тягу, достаточную для достижения сверхзвуковой крейсерской скорости, но не отвечают критериям пятого поколения по соотношению веса и тяги, а также расходу топлива. Техническая сложность доводки двигателей требует проведения весьма длительных стендовых и летных испытаний, что скажется на общих сроках разработки и стоимости Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025–2027 годах. Собственно, только тогда можно будет сказать, что Т-50 стал настоящим самолетом пятого поколения.

Кроме того, в стадии испытаний сейчас находится и вооружение для ПАК ФА, включающее в себя ракеты различных типов. Их пришлось создавать с нуля, поскольку они должны размещаться во внутренних отсеках самолета-невидимки, в отличие от оружия, которое самолеты предыдущих поколений носят на внешней подвеске.

— Мне кажется, что сегодня нужно идти на опережение, не только развивая Т-50 в рамках программы FGFA (экспортное наименование ПАК ФА — Fifth Generation Fighter Aircraft) с нашим стратегическим партнером в области ВТС — Индией, но и предложив его Алжиру и Вьетнаму, — отметил Пухов. — Обе страны ведут независимую военно-техническую политику и имеют собственные средства на покупку современного вооружения. Благодаря союзу с ними можно «удешевить» создание Т-50, сделав его массовым истребителем.  

Новости по теме