При аварии на атомной подлодке «Нерпа» погибли 20 человек

Дата публикации: 9 ноября 2008 года в 17:04.
Категория: Происшествия.

В субботу вечером 8 ноября при проведении ходовых испытаний одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота на борту субмарины несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате более 20 человек погибли, еще 21 человек были эвакуированы для оказания им медицинской помощи.

Как сообщил помощник главнокомандующего ВМФ РФ Игорь Дыгало, при проведении ходовых испытаний в акватории Японского моря на одной из атомных подводных лодок класса «Нерпа» произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, в результате чего погибли более 20 человек - рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие, сообщает «Интерфакс». Во время ЧП на борту подводной лодки находились 208 человек. Это - члены сдаточной команды, в которую входят работники завода и представители контрагентских предприятий, а также 81 человек военного экипажа, указал помощник Главкома ВМФ. Во время ходовых испытаний несанкционированно сработала система пожаротушения, основанная на выбросе фреона в отсеки. Фреон вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Таким образом, люди, которые оказались в заблокированном отсеке подводной лодки, задохнулись, передает ВВС. Само судно никаких повреждений не получило - реакторный отсек работает в штатном режиме, радиационный фон на лодке находится в пределах нормы. Однако, по указанию главнокомандующего ВМФ, испытания были остановлены, и подводная лодка начала движение к пункту временного базирования. «Лодка идет своим ходом», - сообщил Дыгало, добавив, что судно сопровождают большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и спасательное судно «Саяны». По словам помощника главнокомандующего ВМФ, на «Адмирал Трибуц» с подводной лодки был эвакуирован 21 пострадавший - все они получили ранения разной степени тяжести. В настоящее время все пострадавшие во время аварии на подводной лодке доставлены во Владивосток, сообщает телеканал «Вести 24». Подводная лодка, на которой произошло ЧП, была сделана на Амурском судостроительном заводе, носит название "Нерпа" и проходила ходовые испытания в российских водах Японского моря, сообщил источник в руководстве предприятия. По его словам, на лодке были ведущие инженеры и рабочие предприятия, никого из руководства завода на атомоходе в момент инцидента не было. Испытания "Нерпы" начались в конце октября и широко освещались в прессе. На прошлой неделе лодка в рамках ходовых испытаний совершила первое погружение. В пресс-службе президента РФ Дмитрия Медведева сообщили, что министр обороны РФ Анатолий Сердюков сразу же после получения известия о ЧП доложил о нем главе государства. В свою очередь, Медведев поручил Сердюкову в постоянном режиме информировать его о ситуации на подводной лодке, а также провести всестороннее и тщательное расследование происшествия и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. «Сердюков приказал генерал-полковнику Александру Колмакову и главнокомандующему ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому вылететь на временный пункт базирования подлодки», - говорится в сообщении пресс-службы. Кроме того, президент РФ поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование чрезвычайного происшествия. В пресс-службе президента также отметили, что во временный пункт базирования подводной лодки вылетает прокурор флота. По факту происшествия на подводной лодке Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело. Как сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, военно-следственным управлением СКП РФ на ТОФ возбуждено и расследуется уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц». «Создана следственная бригада, ведется расследование», - сказал Маркин. По мнению военных экспертов, непосредственно связанных с судостроением, весьма вероятно, что несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения на подводной лодке могло произойти в результате нарушения режима работы сдаточным заводским экипажем. Эксперт отметил, что, судя по имеющейся информации, система сработала в одном или двух отсеках лодки, после чего эти отсеки и примыкающие к ним были провентилированы. Таким образом, лодка не потеряла управление и была предотвращена угроза повреждения реакторного отсека. Помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало отметил, что атомная подлодка, на которой произошел инцидент, приведший к гибели 20 человек, не входит в состав ВМФ России. По его словам, данная подводная лодка проходила ходовые испытания и должна была быть принята в состав Военно-морского флота России лишь в конце этого года, передает РИА Новости. Напомним, что последняя авария на российской атомной подлодке произошла в июле прошлого года на судоремонтном заводе в Северодвинске. Тогда из-за перепада давления взорвалась одна из цистерн главного балласта, в результате чего произошло частичное разрушение корпуса лодки. Никто не пострадал. Самая крупная катастрофа произошла в 2000 году, когда в результате взрыва торпеды на борту затонула атомная подлодка «Курск». Погибли 118 членов экипажа.

Справка

Атомная подводная лодка "Нерпа" - К-152, проект 971, класс "Щука-Б" (по классификации НАТО «Akula»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, Длина 110,3 м, ширина 13,5 м, осадка 9,6 м. Мощность атомной энергетической установки 50 тыс. л. с., максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека (в том числе 33 офицера).

Вооружение

«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10. В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК «Водопад» и ПЛПГ-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда. Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев[, противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также, через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин. Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Радиоэлектронное оборудование

- Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении, - гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов, - навигационный комплекс «Симфония-У», - комплекс спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», - радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 или МРКП-59), - система космической связи «Цунами-БМ», - перископ «Сигнал-3», - перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21». Также, на лодке установлен специальный аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат».

Новости по теме