России срочно нужен закон, защищающий пассажиров и экипажи от авиахулиганов
Дата публикации: 20 апреля 2016 года в 19:41.
Категория: Политика.
Избыток скандальных инцидентов с авиахулиганами, от которых все чаще страдают отечественные перевозчики уже очень остро ставит вопрос об усилении ответственности за подобные выходки.
Главной причиной разгула дебоширства на борту российских лайнеров, сами авиаторы считают, слишком мягкие по сравнению с западными аналогами законы, регламентирующие поведение пассажиров на борту воздушных судов. А также необъяснимое благодушие отечественных депутатов, у которых никак не дойдут руки до исправления этой «дыры» в действующем законодательстве, пишет «Комсомольская правда».
Примеров ущерба, причиняемого авиакомпаниям буйными гражданами, уйма. В том числе совсем недавних. Так, 16 апреля рейс «Аэрофлота» вылетавший из Тель-Авива в Москву пришлось задержать почти на 20 часов (!) по вине «деструктивных действий двух пассажиров». Как стало известно позже, неадекватный пассажир из хулиганских побуждений напал на члена экипажа, что и привело к срыву графика полетов.
Несколькими днями ранее буйный мужчина устроил дебош на борту «Боинга», летевшего из Москвы во Владивосток. Сначала этот пассажир потерял сознание, а когда ему оказали помощь и он пришел в себя, то начал нападать на окружающих. Чтобы успокоить хулигана и обезопасить пассажиров, членам экипажа пришлось его связать.
А 18 апреля перед самым взлетом лайнера, следовавшего из Краснодара в Минск, на борт пришлось вызывать полицейских, чтобы те забрали из самолета пьяного пассажира. Он устроил шумный скандал, не дожидаясь отрыва от земли. К счастью, члены экипажа вовремя это заметили и обратились за помощью к полицейским.
В последние годы число правонарушений, совершаемых на борту пассажирских лайнеров, стабильно растет. Растут и убытки, которые несут по их вине российские авиакомпании. Срываются рейсы, страдает репутация, нервничают и теряют время пассажиры.
А между тем в ГосДуме уже не первый год (!) лежит законопроект об ужесточении уголовной и административной ответственности для пассажиров, нарушающих правила безопасности во время полетов. Как писала «Российская газета», документ должен предоставить авиаперевозчикам право отказывать везти хулигана еще на земле. Для этого всех дебоширов включат в специальный реестр Росавиации, доступ к которому получат авиакомпании.
Очень активно выступает за принятие соответствующих законов «Аэрофлот». Еще с 2012 года компания настойчиво добивается не только введения «черных списков» авиадебоширов, но и разработки юридического механизма, позволяющего авиакомпаниям отказываться от перевозки некоторых пассажиров, и расширения полномочий членов экипажа воздушных судов в противодействии хулиганам. Ведь сегодня бортпроводники не имеют права практически никак им противодействовать.
В поддержку законопроекта, как сообщает источник в отрасли, кроме «Аэрофлота» активно выступает также компания «ЮТэйр» и другие российские авиаперевозчики.
Напомним, что в 2013 году бортпроводникам компании «ЮТэйр» пришлось во время полета связать очередного хулигана скотчем. Очевидно, куда логичнее было бы разрешить экипажам использовать в такой ситуации обычные наручники, как это давно принято у ряда иностранных перевозчиков. Но, несмотря на все обращения «Аэрофлота» к депутатам, никакого реального движения по указанным законопроектам пока не просматривается.
Самое обидное, что все необходимые предложения для столь нужного закона уже сформулированы, получили экспертную оценку и ждут лишь одобрения законодателей. У «Аэрофлота», к примеру, есть внутренняя база пассажиров, часто нарушающих правила поведения на борту. По информации источников в компании, в марте 2016 года в этой базе числились 2883 человека. Информация о полете, планируемом таким неблагонадежным пассажиром, своевременно поступает сотрудникам авиакомпании для принятия превентивных мер, но вот просто отказать таким гражданам в продаже билета по нынешнему законодательству невозможно. А других способов обезопасить пассажиров от пьяных выходок практически нет.
Пока законодатели, наконец, не проснутся и не примут давно назревшее и даже перезревшее решение, российским авиакомпаниям придется продолжать покорно нести прямые убытки и серьезные имиджевые риски.
Напомним, несколько дней назад «Аэрофлот» получил четыре звезды Skytrax – это высший и самый престижный международный рейтинг, присуждаемый за высокое качество обслуживания пассажиров. Столько же звезд в мире имеют лишь Air France-KLM, British Airways, Emirates Airlines и Lufthansa. Но все эти иностранные конкуренты нашего «Аэрофлота» имеют несравнимо больше возможностей для обеспечения порядка на своих бортах и им куда проще найти управу на авиадебоширов.
К примеру, Аэронавигационный кодекс Великобритании даже за попытку закурить в предусматривает штраф в 2 тысячи фунтов или лишение свободы на срок до 2 лет. Голландские законы за нахождение на борту в пьяном виде грозят тюремным сроком и штрафом в 300 евро, а если пьянство сопровождалось нарушением порядка и применением насилия, то нарушителя ждет четыре года тюрьмы и штраф до 18 тысяч евро.
Хочется верить, что российские парламентарии все же помогут навести порядок в самолетах, при этом учтут опыт зарубежных авиакомпаний и стремление отечественных перевозчиков конкурировать с ними на равных условиях.
О необходимых мерах по защите пассажиров и экипажей от действий авиадебоширов рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский:
- Во-первых, действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять черные списки. Согласно положениям Воздушного кодекса РФ авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила безопасности пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета.
Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон «О персональных данных», которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета. Пусть на фиксированный срок, как при лишении права управления транспортным средством за пьянку.
Во-вторых, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей.
Кроме того, законодатели должны включить в главу 27 Уголовного кодекса РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» новый состав преступления - «Отказ выполнять указания членов экипажа на борту воздушного судна» с последующим наказанием, связанным с лишением свободы и (а не или) большим штрафом.
В-третьих, следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств.