Депутат Госдумы Дмитрий Саблин выступил против появления мусорного полигон «Малинки» в Новой Москве
Дата публикации: 16 октября 2017 года в 09:01.
Категория: Экономика.
Архивное фото. Свалка в Татрстане
Жители Новой Москвы шокированы появившейся в прошлую пятницу новостью о том, что мусорный полигон «Малинки», находящийся на пересечении Калужского шоссе и дороги, называемой жителями «бетонкой», возобновит свою работу. Раньше о «Малинках» мало кто знал, кроме жителей близлежащих поселков: «Малинки» занимали всего 8 гектаров, были закрыты в 2016 году, достигнув предельного наполнения отходами отведенной для них площади. Обновленные «Малинки» займут более 60 гектаров, став крупнейшим мусорным полигоном в Европе, сообщает «Радио Свобода».
«Люди в хорошем смысле слова испугались», – прокомментировала положение дел активистка инициативной группы «За сохранение Троицкого леса» Ольга Сластунина.
«Люди взволнованы, звонят, например и спрашивают: Мы используем воду из колодца, что теперь будет?», – рассказывает Наталья Белова, эколог и муниципальный депутат в совете поселения Первомайское.
Война народная
Координация протестов осуществляется через публичный чат в Telegram, на 15 октября в нем состояло 469 человек и чат продолжает разрастаться. За несколько дней встревоженные жители успели открыть сайты и группы в соцсетях против «Малинок», сделать протестные наклейки для автомобилей, заклеить Троицк большими цветными плакатами против свалки.
Сейчас в Telegram обсуждают аренду билбордов на Калужском шоссе, раздачу листовок в гипермаркетах, подготовку митингов и поиск специалистов для независимой экологической экспертизы о допустимости такой свалки.
И, конечно же, идет сбор подписей против «Малинок». Этот процесс уже даже стал модным способом рекламы для местных предпринимателей. Салоны красоты, зоомагазины, турагентства и т. п. в Троицке, Новых Ватутинках и подмосковном Подольске объявляют, что и у них тоже можно подписаться против «Малинок».
На прошлой неделе группа жителей попыталась пройти на территорию «Малинок», но охрана не открыла им ворота. Успокаивать жителей к полигону приехал руководитель Департамента ЖКХ Москвы Гасан Гасангаджиев. В разговоре с жителями он был откровенен. По его словам, в 2016 году «Малинки» не прекращали работу.
«Кто вам сказал, что сюда доселе ничего не возилось? Чтобы вам было понятно, она работала вчерную», – прямо заявил высокопоставленный чиновник мэрии.
Вскоре в сети появилась и съемка «Малинок» с квадрокоптера. На ней видно, что объект полностью построен и готов к запуску.
Конец медведевского проекта
По видеозаписи видно, что «Малинки» действительно расположены в некотором удалении от поселений Новой Москвы. Ближайшая деревня, Чириково, в трех километрах. А 50-тысячный Троицк – в восьми километрах, если по-прямой. МКАД – в 28 километрах по-прямой. Ряд крупных поселений – Красная Пахра, Шишкин Лес, Вороново, Щапово – в 6–7 километрах. Чуть ближе к полигону расположены несколько коттеджных поселков, и именно их жители особенно разозлены. Они платили огромные деньги за коттеджи, расположенные вдали от урбанизированной «старой Москвы», за жизнь на природе – а теперь их собственность, если полигон будет работать, обесценится в несколько раз.
Еще одна потенциальная опасность «Малинок» – роза ветров такова, что «ароматы» полигона будет сносить на Троицк, а частично и на 200-тысячный Подольск и расположенные рядом с ним поселения Новой Москвы.
По оценке Беловой, предварительно можно говорить о том, что порядка 100 тысяч жителей будут находиться в зоне риска. В какой степени свалка отравит почву, источники воды в районе, пока сложно оценить. Рядом со свалкой находятся в том числе и артезианские источники, из которых берется вода для известной марки питьевой воды «Шишкин лес».
«Малинки» – окончательный удар по той концепции Новой Москвы, которую местным жителям представляли в процессе присоединении территорий к столице в конце президентского срока Дмитрия Медведева. Но концепция посыпалась, когда сначала органы власти не захотели покидать «старую» Москву, затем в Новой Москве повысили разрешенную этажность застройки, сведя на нет идею малоэтажного развития Новой Москвы.
Удаленные от МКАДа районы Новой Москвы – посреди которых сейчас хотят запустить гигантскую свалку – развивались по медведевскому проекту как рекреационная зона. Помимо сохранившихся лесов, там есть несколько санаториев, открылись два конкурирующих друг с другом частных зоопарка, рядом с селом Красная Пахра построили парк на 12 гектаров с детскими и спортивными площадками, в нескольких километрах построен один из крупнейших в России велотреков для BMX – «экстремальной» езды на велосипеде.
В пресс-службе Департамента мэрии Москвы по развитию новых территорий сказали, что прокомментировать ситуацию с «Малинками» не могут, так как свалка организована без их участия.
В тайне от своих
О том, что весь 2017 год в удаленном лесу строили «обновленные» «Малинки», похоже, не знали очень многие представители местных властей.
Так, против «Малинок» на сайте местной администрации выступил глава Троицка Владимир Дудочкин:
«Я тоже вчера прочитал эту новость и был неприятно удивлен. Скажу сразу, я об этом не знал. Нас об этом не информировали. Слухи ходили летом, что там идет какой-то процесс, но официальных документов у нас нет, тем более, что мы в другом поселении. […] По моим сведениям ошарашены не только мы, но все близлежащие поселки».
Новую Москву в Госдуме представляет Дмитрий Саблин, возглавляющий провластные организации «Боевое братство» и «Антимайдан». Он также не в восторге от происходящего:
«Моя личная позиция, что свалка и переработка отходов должны находиться подальше от Москвы, особенно если речь идет о полигоне, вне населенных пунктов. Частная это территория или нет – организация их возможна только после проведения общественных слушаний, после согласования с жителями», – заявил он.
Депутат Госдумы Дмитрий Саблин
Владимир Марьев, руководитель научно-методического центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» при Министерстве промышленности и торговли России, отметил что «Малинки» имеют право на существование лишь как временное решение проблемы. По данным Марьева, в России сейчас достаточно ресурсов и технологий, чтобы запустить более цивилизованную систему утилизации отходов, а не продолжать закапывать мусор в землю, теперь уже в Новой Москве.
«Малинки» прошли экспертизу, необходимую для запуска полигона, но подмосковный политик Олег Митволь выразил сомнения в ее законности.
По словам Митволя, на территории города (каковым является Новая Москва) новые свалки создавать нельзя. Есть лазейка в законодательстве, разрешающая старым свалкам в Новой Москве действовать до 2025 года. Но как можно выдать за один и тот же объект «старые» Малинки в 8 гектаров и новые, которые более 60?
Второе «Кучино»
Эксплуатировать «Малинки» будет государственное унитарное предприятие «Экотехпром», связанное с департаментом ЖКХ мэрии Москвы. В «Экотехпроме» порекомендовали спрашивать о «Малинках» напрямую в департаменте ЖКХ, отказавшись от собственных комментариев.
Обновленные «Малинки» очевидно выгодны департаменту ЖКХ. С подмосковными властями у московской мэрии всегда существовали трения, а тут и утилизация мусора, и огромные доходы от нее будут оставаться в пределах юрисдикции мэрии Москвы.
«Малинки» по сути тайно отстраивались в лесу весь 2017 год – и фактически параллельно с протестами в Балашихе, причем «Малинки» рассчитаны на прием практически такого же количества отходов, как и закрытое «Кучино». Вряд ли все это просто совпадение.
Евгений Ващенко, один из балашихинских активистов, добившихся закрытия «Кучино», рассказал, что сейчас свалка действительно закрыта, а не работает вчерную, как случалось ранее со многими закрываемыми свалками. Жители Балашихи контролируют ситуацию, есть лишь отдельные разногласия с подрядчиком о том, как лучше проводить оздоровление территории.
Но Ващенко отмечает, что до сих пор неизвестно, кому на самом деле принадлежало «Кучино» (свалка была зарегистрирована в офшоре). Не заведены уголовные дела за экологические нарушения, обещанные, когда к проблеме проявил интерес Владимир Путин.