Тушенка из старушки Лыковой, или как Виктора Зимина сделали злодеем
Дата публикации: 21 ноября 2017 года в 14:48.
Категория: Политика.
Разгоревшийся на прошлой неделе антизиминский хайп на сегодня уже пошел на спад. У нагнетавших страсти сетевых экспертов и журналистов мейнстримных СМИ память, как у аквариумной рыбки, и то, что случилось больше трех дней назад, они уже не вспомнят.
Сейчас поток того, что еще недавно летело в хакасского губернатора с вентилятора по медиаресурсам и соцсетям, уже сильно ослаб, а значит можно спокойно разобраться в ситуации и ответить на классический вопрос: «Это что, блин, было?!».
Начнем по порядку.
Итак, 14 ноября состоялась так называемая вторая «прямая линия» губернатора Хакасии, после которой на ее главного героя - Виктора Зимина обрушился шквал критики.
Можете кидать в меня тапками, но я сегодня хочу выступить в роли «адвоката дьявола». То есть попытаюсь высказать точку зрения, радикально отличную от мнения большинства.
Сразу подчеркну, что я вовсе не отношусь к тем, кто одобряет любые действия хакасской власти. И регулярно критикую наших чиновников за то, что мне кажется их ошибками или глупостями.
Но! Во-первых, мне с детства не нравится ситуация - «все на одного». По моему мнению, она правильна только в случае, если тот, против кого «все», носит фамилию Гитлер. А вот если его зовут хотя бы Пол Пот, а тем более как-то иначе, то все уже не столь однозначно.
Во-вторых, в процессе «избиения батьки скопом» атакующие не особо утруждали себя достоверностью и серьезностью предъявляемых губернатору претензий. И когда начинаешь анализировать, то выясняется, что поводы для претензий были, по сути, ничтожными. Но мух постарались раздуть до слонов, а сов натянули на глобусы.
СМЕЛОСТЬ НАКАЗУЕМА
Еще после первой «прямой линии» с главой Хакасии я сам отмечал, что для нее был выбран крайне неудачный формат. Остаюсь при этом мнении. К сожалению, при организации второй линии, многие ошибки не были исправлены и вновь повторились.
Но при этом были и перемены к лучшему. Так, на второй линии никто не отсеивал «неудобные» и неприятные для губернатора вопросы. Негатив Виктор Зимин решил встретить с открытым забралом. Так что стоит поставить ему большой плюс хотя бы за смелость.
Но этот мужественный шаг был практически похерен другой ошибкой - форматом «прямого эфира».
Дело в том, что подобный формат очень строг, если не сказать жесток к его участникам. Роковой может стать самая мелкая оплошность, оговорка или неудачная формулировка фразы. А ведь такие оговорки и оплошности почти неизбежны в устной речи. Особенно когда беседа идет в быстром темпе, и/или человек находится в эмоционально-взвинченном состоянии.
Умение складно говорить сильно отличается от умения кули ворочать. Тут требуются очень разные навыки, которые нечасто совмещаются в одном человеке.
Опыт показывает, что условными «победителями» прямых эфиров почти всегда оказываются мастера разговорного жанра, то есть профессиональные шоумены и звездоболы из тех, кто «рот закрыл - рабочее место убрано». А вот люди, занимающиеся реальным делом, под прицелом камер прямой трансляции часто смотрятся не лучшим образом. Просто потому, что для них это чужая игра и непривычная площадка.
Лично я видел лишь пару случаев, когда людям дела удавалось вчистую уделать в эфире профессиональных болтунов. Один такой случай произошел на программе Владимра Познера. В тот несчастный для себя день этот вальяжный мэтр тележурналистики решил пригласить в студию руководителя «Росатома» Сергея Кириенко, дабы высказать ему свои претензии к развитию отечественной ядерной промышленности. Но коса нашла на камень! Во время эфира Кириенко буквально закатал своего оппонента в асфальт. Он сумел вежливо, весело и спокойно продемонстрировать зрителям, что пытавшийся его критиковать Познер - невежественный лошара, который самонадеянно взялся обсуждать темы, в которых ничего не смыслит.
Другой случай произошел уже у нас в Хакасии, когда в прямом эфире РТС один из предводителей местных коммунистов решил напасть на главу животноводческого хозяйства «Целинное» Владимира Санникова. Функционер из КПРФ, оперируя шаблонными лозунгами своей партии, пытался доказать, что наше сельское хозяйство якобы лежит в руинах, все полимеры пролюблены, поля заросли бурьяном, коровы сдохли, механизаторы спились, доярки вышли на панель. Но Санников реальными фактами и цифрами доказал, что на деле все иначе и агрокомплекс не только живет, но и по многим показателям превзошел достижения советского периода.
Но такие случаи редкость. Куда чаще люди, занимающиеся реальным делом, под прицелом телекамер нервничают и допускают оплошности, которые их поднаторевшие в демагогии оппоненты тут же раздувают до степени преступления против человечества.
ТУШЕНКА, ЯГОДЫ И ОТШЕЛЬНИЦА
Давайте разберем, за что именно на Виктора Зимина обрушился вал критики после «прямой линии». По сути, речь шла всего о двух моментах:
1. Совете губернатора «варить тушенку и собирать ягоды».
2. Комментарий по поводу Агафьи Лыковой.
Сильнее всего уцепились за «тушенку и сбор ягод». Причем из полного высказывания вырывали лишь несколько фраз, а именно: «Вы прямо паразитами являетесь. Неужели не стыдно? Забастовки устраиваем, митинги: «Когда нам зарплаты выплатят?». Ну, заработайте, создайте производство, ну хоть что-то делайте… Живёте в тайге, ну что-то делайте. Собрали ягоды, переработали, продали их. Ну есть же элементарные вещи, сварите тушёнку, продайте на рынке, точку устройте».
Эти обрывки представили, как советы губернатора, якобы обращенные к простым жителям региона.
Но ведь все было совсем не так! На самом деле эмоциональный спич Виктора Зимина был адресован некоторым руководителям местных муниципалитетов, и только им!
Но вполне обоснованные укоры в адрес сельских чиновников вывернули наизнанку, чтобы представить Зимина злодеем комикса, который со зловещим хохотом в ноябре отправляет бедных старушек в тайгу за ягодами. Надо полагать, в декабре он пошлет их в лес за подснежниками.
А что до Агафьи Лыковой, то тут я даже не буду иронизировать. Просто напомню, что Зимина спросили, почему он выступил против того, чтобы на заимку Лыковой летали вертолеты с продуктами для отшельницы, и процитирую ответ руководителя республики на этот вопрос:
«Если все, кто принимает православие или ислам, будут куда-то забираться, а республиканский бюджет будет всем им помогать, будет очень сложно», — сказал Зимин. Он напомнил, что Агафья, не является каким-то патриархом староверческой церкви, но живет на территории заповедника, где по закону «нельзя бывать никому».
Зимин также попытался объяснить, почему считает неправильным уделять Агафье Лыковой слишком большое внимание и тратить на отшельницу бюджетные деньги: «У меня мама, царство ей небесное, всегда возмущалась, говорила: сынок, это несправедливо - я всю жизнь на государство отработала, но ко мне вертолеты не летают. А эти люди, семья Агафьи Лыковой ни дня не работали на государство, да еще и спрятались в тайге от войны», рассказал Глава региона.
«Каждый бы житель республики хотел иметь такие условия для проживания бесплатные — снабжение, полеты, связь, авиация. И еще наши соседи иногда на этом пиарятся. (Тут Зимин намекал на администрацию Кемеровской области - ред. «АИС») А я это запретил. Сказал: еще раз борт оттуда прилетит [на заимку Лыковой - ред. «АИС»] — значит вы нарушили закон страны. Поскольку в заповедник не имеете права ни садиться, ни прилетать», - отрезал Зимин.
Вот тут я согласен с губернатором целиком и полностью. И пусть мне кто-то объяснит, в чем он не прав. Агафья и ее семья действительно сбежали в тайгу, когда вся наша страна воевала с фашистами. И Лыковы, в отличие от миллионов наших соотечественников, эту войну благополучно пережили.
Такая же правда и в том, что Агафья и ее родственники ни принесли никакой пользы ни нашему государству, ни нашему обществу. Тем не менее, по гуманным российским законам, Лыковой все же назначили социальную пенсию по возрасту. Но гонять к ней за казенный счет вертолет, каждый летный час которого стоит порядка 80 тысяч рублей, это, на мой взгляд - перебор.
Аргументы типа: а как еще доставить продукты в ту глушь, где засела отшельница? - не убедительны. Старушке не раз предлагали перебраться к людям, обещали помощь в переселении. Но она каждый раз отказывалась. Так что жить в труднодоступном месте - это ее выбор. Но и ее ответственность. И мне, как и Виктору Зимину, никак не понять, почему причуды старушки Лыковой должны оплачиваться из казны, то есть за счет налогов гораздо более полезных для страны граждан.
Отметим, что «надругательство Зимина над старушкой Лыковой» стало поводом для публикации аж в Великобритании. Точнее сказать, в украинской редакции британской Daily mail.
Хохлы подданные королевы Елизаветы сразу взяли быка за рога и заявили, что Агафья - это последняя выжившая из благочестивой семьи, спасавшейся от сталинских репрессий в сибирских лесах.
Но проклятый Сталин таки дотянулся до старушки руками своих последователей Путина и Зимина. Daily mail написала: «Viktor Zimin - a close Putin ally», что в переводе на русский означает «близкий пособник Путина Виктор Зимин» запретил полеты вертолетов, доставлявших Лыковой еду, и теперь благочестивая старушка сможет питаться только тем, что вырастит в огороде. Также пишут, что губернатор, верный диктатору Путину, стремится заставить одного из самых известных отшельников мира отказаться от дома в сибирской пустыне и принуждает ее приехать жить в город.
Во как!
С британского СМИ, тем более с его украинского филиала, конечно, взять нечего, кроме анализов. Это случай клинический. Но ведь и те, кто по идее должен был проявить большую вменяемость, повели себя ничем не лучше.
НЕ СМОТРЕЛ, НО ОСУЖДАЮ
Тон в обсуждении задали сетевые эксперты, оппозиционные политики, независимые журналисты и прочие граждане с пониженной социальной ответственностью. Именно они надергали удобных для себя кусков из высказываний губернатора на «прямой линии», утаив прочие части. Эти цитаты они раскидали по разным ресурсам с собственными, задающими тон комментариями. А дальше процесс пошел сам собой. По принципу, известному всем малолетним хулиганам, бросающим пачку дрожжей в дачный сортир.
Дело в том, что большая часть публики, в том числе хакасской, прямую линию своими глазами не видела. И пересмотреть ее в записи поленилась. Зачем утруждаться, если на популярных ресурсах уже объяснили, что губернатор-бяка приказал сварить тушенку из старушки Лыковой.
Весьма типичные комментарии в соцсетях на эту тему выглядели следующим образом:
«Я не слушал но до токого мог додуматься больной с психушки»
«Я тоже не слушала, просто НЕ ХОТЕЛА его слышать!»
Для не очень грамотных обывателей такой уровень обсуждения еще простителен. Хуже, что на том же уровне - ниже плинтуса, в дискуссию ввязались и некоторые политические деятели, в том числе из депутатского корпуса. Причем из текста их комментариев для прессы было понятно, что они тоже «прямую линию» не смотрели, но Зимина все равно осуждают. В общем, широкие массы населения с энтузиазмом начали кидаться какашками. Хотя такое поведение больше подходит для обезьянника, а не для человеческого сообщества.
Утешают во всем этом только два момента.
Первый: как любая буря в стакане воды все это быстро началось и быстро закончилось.
Второй: окружение Виктора Зимина все же проведет работу над ошибками и не будет больше подставлять губернатора под рискованный формат.
Александр Бортников