Туризм в Казахстане: новые горизонты развития
Дата публикации: 25 января 2018 года в 15:54.
Категория: Экономика.
Большое Алма-Атинское озеро
Богатейшая история Республики Казахстан, начинающаяся с первого века до нашей эры, редкостные материальные исторические памятники, самобытная культура, политическая стабильность, открытость республики и ее готовность к сотрудничеству, - все это располагает к интенсивному развитию туристической индустрии. В одном из своих интервью Елбасы, Президент страны Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул значимость развития туристического кластера в Казахстане «….Развитие каждого из красивейших мест нашей страны требует больших усилий, нужны соответствующие средства. Вместе с тем, каждый потраченный на туризм тенге принесет десятикратную прибыль. Поэтому нам необходимо вкладывать требуемые инвестиции, создавая благоприятные условия во всех туристических местах страны», - сказал Назарбаев.
Чтобы реализовать задачи, поставленные Президентом, необходимо идти в ногу со временем. Для развития казахстанского туризма определенное значение имеет и необходимость изменения характера туризма. Если в прошлые годы туризм базировался на организации групповых туров, то в настоящее время, как показывает мировая практика, основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. А это, в свою очередь, повышает требования ко всей развивающейся индустрии казахстанского туризма. Для решения проблем необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых туристических объектов с учетом новых требований, предоставление свободы частной инициативе.
С развитием мегапроекта «Один пояс - Один путь» и активным участием в нем нашей страны, особое внимание уделяется возрождению туризма на отрезке «Великого Шелкового пути». В связи с этим, особенно важная роль отводится туристическому освоению Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, а также Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Карагандинской, имеющих рекреационные и исторические возможности для привлечения туристов в Казахстан.
Казахстан имеет все возможности для успешного развития гостиничного хозяйства. Изучение и анализ становления и развития гостиничного бизнеса в РК позволили сделать следующие выводы и предложения:
- бизнес гостиничных услуг как вид предпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночным колебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающих гостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервису на рынке. На сегодня назрела необходимость введение рейтинга и присвоения звезд гостиницам в зависимости от организации сервиса, что даст новый импульс в организации туриндустрии;
- анализ сложившейся ситуации с функционированием гостиничных комплексов г.Алматы в положении «на плаву» и «ввысь» позволяет с достаточной обоснованностью утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана в первую очередь со степенью эффективности менеджмента;
- создание управленческой инфраструктуры не связано с крупными инвестициями, а требует, прежде всего, наличия управленческого потенциала, представленного высокопрофессиональными кадрами управленцев, дефицит которых в гостиничном бизнесе ощущается все острее, что соответственно накладывает отпечаток на остроту проблем в этой области и требует развития образовательных центров по подготовке высококлассных специалистов в сфере туризма.
Туристические услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристическо-гостиничного сервиса. Необходимо отметить, что сейчас в республике начата работа по подготовке и переподготовке профессиональных кадров для туристической отрасли. Работают международные программы обмена студентами и отраслевыми специалистами.
В целях привлечения дополнительных туристических потоков каждый регион старается создать наилучшие условия для отдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя «как дома». Немаловажную роль здесь играет доступность информации о туристическом продукте как в различных средствах масс-медиа, так непосредственно и в местах отдыха и путешествий. Сегодня приходится констатировать: в Казахстане еще нет целостной системы туризма со всеми необходимыми атрибутами – рекламой, торговыми услугами, транспортом, размещением, питанием, обеспеченностью связью и др. Но указанные проблемы уже находятся в стадии разрешения. Для улучшения функционирования гостиниц Казахстана в стране создана Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГР). Недавно была создана нацкомпания «Казах туризм», задачи, которой – развитие туристического потенциала и привлечение инвестиций в отрасль. Сообщается, что нацкомпания должна будет выполнять девять основных функций:
- продвижение Казахстана в качестве международной туристической дестинации (территории для посещения туристов);
- профессиональное управление туристическим брендом Казахстана;
- формирование и реализация стратегии маркетинга;
- привлечение въездных и внутренних туристов;
- стимулирование притока внешних и внутренних инвестиций в туристическую индустрию;
- участие на миноритарной основе в инвестиционных проектах;
- создание центров по подготовке квалифицированных специалистов для туристической отрасли;
- в качестве дополнительных функций планируется, что в 2018 году Организация выступит в качестве оператора-лизингополучателя по Программе поддержки отечественного производителя;
- организация выступит в качестве координатора пилотного проекта по охотничье-трофейному туризму в рамках ГЧП.
Исходя из этого, можно надеяться, что туризм в нашей республике, будет рассматриваться как одно из приоритетных направлений национальной экономики. В республике имеются уникальные сочетания ресурсов для удовлетворения стереотипов туристического спроса. На территории страны выделено 80 основных ландшафтно-рекреационных зон различного функционального назначения, различной емкости и степени благоприятности, пригодных для круглогодичной рекреационно-туристической деятельности.
Казахстан обладает богатыми ресурсами для организации приключенческих туров: спортивный и горный туризм, альпинизм, скалолазание, дельтопланеризм, горные и равнинные лыжи, санное катание. У нас прекрасные возможности для открытия горных отелей и спортивных баз и бальнеологических курортов. В заключении подчеркнем еще одну, может быть самую главную функцию современного туризма. Это многогранная деятельность по сближению культур, что является наиважнейшей задачей в наступившую эпоху глобализации. И наша многонациональная страна занимает в этом процессе ведущее место, демонстрируя открытость и готовность к взаимовыгодному сотрудничеству. Именно наш Президент Н.А. Назарбаев выступил на Генеральной ассамблей ООН с инициативой объявить второе десятилетие XXI века десятилетием сближения культур, что зразу же было поддержано всем мировым сообществом. Все это накладывает особую ответственность и значимость на всю сферу казахстанского туризма.
Автор материала - Преподаватель спец.дисциплин туризма Алматинского Казахско-Турецкого Гуманитарно-Технологического колледжа С.Ж. Ахмедов