Скандальный суд по делу «Тольяттиазова» ударил по деловой и политической репутации России
Дата публикации: 2 июля 2019 года в 20:02.
Категория: Экономика.
"Тольяттиазов" (сс) Вадим Кондратьев
В нынешнем году драматический процесс вокруг «Тольяттиазова» вошел в новую фазу.
Как сообщает ИА REGNUM, в январе Высокий суд Ирландии вынес обвинительное решение по иску трёх компаний, владеющих совокупно 70% акций ТоАЗ, против 11 ответчиков, в том числе — персонально Дмитрия Мазепина, ОКХ «Уралхим». Они признаны виновными в создании преступного сообщества и нанесении ущерба «Тольяттиазоту» путём рейдерского захвата.
А на прошлой неделе, 27 июня «Тольяттиазот» добился в Высоком суде Ирландии очередного решения в свою пользу. Оно обязывает «Уралхим», до завершения рассмотрения дела, не осуществлять самому и никаким образом не способствовать действиям, которые могут повлечь за собой обращение взыскания на акции «Тольяттиазот».
Судья Дэвид Барнивиль также удовлетворил иск в отношении ответчика Евгения Седыкина. Он обязан возместить ущерб за возбуждение неправомерных судебных разбирательств и организацию преступной группы с целью мошенничества в отношении ТоАЗ. Соответствующее решение вынесено в отношении входящей в преступное сообщество офшорной компании Belport Ltd, аффилированной с «Уралхимом» Дмитрия Мазепина. Активы Седыкина и офшорного кошелька Мазепина на сумму $78 млн заморожены.
Ранее сообщалось, что Евгений Седыкин, миноритарий ТоАЗа с 0,00019 процентами акций, также был осуждён в России по приговору Красноглинского суда и избежал четырёхлетнего заключения только в силу своего почтенного возраста (73 года). Странное решение. Седыкину его возраст не помешал развить бурную деятельность по организации рейдерского захвата «Тольттиазота» в интересах Дмитрия Мазепина. Следствие установило, что этот пенсионер в ноябре 2015 года провел ряд фиктивных собраний акционеров ТоАЗа, на основании решений которых были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о назначении нового состава руководства предприятия. Члены фиктивного совета директоров обратились с требованием к «Тольяттиазоту» о выплате им вознаграждения в размере 10 процентов от чистой прибыли. Кроме того, Седыкин признан виновным в покушении на мошенничество. Он попытался присвоить 6 миллиардов рублей и акции других собственников ТоАЗа.
Сейчас этот избежавший лишения свободы престарелый уголовник является ключевым потерпевшим по иску миноритарных акционеров к «Тольяттиазоту» и продолжает бодро участвовать в судебном преследовании бывших владельцев предприятия, организованном Дмитрием Мазепиным. Этим странности российской фемиды, откровенно лоббирующей интересы рейдеров, не ограничиваются.
Уголовное дело в отношении Владимира и Сергея Махлаев, Евгения Королева, владельца Nitrochem Distribution AG Андреаса Циви, бывшего помощника гендиректора завода Александра Макарова и целого ряда бывших топ-менеджеров предприятия рассматривается в Комсомольском районном суде Тольятти с 2012 года. Бывшим владельцам и руководителям «Тольяттиазота» вменялся в вину ущерб в присвоении выручки от продажи продукции за рубеж по заниженной цене, что, по версии обвинения, нанесло ущерб акционерам предприятия. Обвиняемые были заочно арестованы и вынуждены скрываться за границей. Примечательно, что объем якобы похищенной таким образом продукции равен количеству всего товара, который предприятие выпустило за четыре года.
- Факты свидетельствовали об обратном. Выручка в полном объёме была получена предприятием, с неё были уплачены налоги, направлены средства на дальнейшее развитие производства. «Тольяттиазот» уже многие годы входит в число крупнейших налогоплательщиков Самарской области, которые формируют более четверти областного бюджета региона. Предприятие также обеспечивает значительный объем поступлений в бюджет г. о. Тольятти, являясь одним из градообразующих.
- В 2012—2017 гг. ТоАЗ перечислил 27,9 млрд руб. в виде налогов и страховых взносов в бюджеты всех уровней, в том числе более 20,6 млрд руб. в региональные и местные бюджеты.
Предприятие ведет активную благотворительную деятельность в регионе. ПАО «ТоАЗ» поддерживает Тольяттинскую филармонию и Тольяттинский краеведческий музей, организовало стипендиальную программу «Импульс» для молодых музыкантов. «Тольяттиазот» оказывает финансовую поддержку медицинским учреждениям, детям-инвалидам и оставшимся без попечения родителей, ветеранам и выделяет гранты семьям-усыновителям детей-инвалидов из Самарской области. Суд предпочёл не заметить явного противоречия между последовательной бескорыстной социально-ответственной деятельностью руководства предприятия и обвинением в утаивании от акционеров средств экспортной выручки.
Помимо этого, решение суда, якобы вставшего на защиту акционеров прямо противоречило их интересам: операции по акциям ТоАЗа были заморожены.
Независимые эксперты опровергли данные официальной тарифной экспертизы. Руководитель Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Алексей Каминский подтвердил наличие в экспертизе нарушений основных методик. Эти выводы поддержал заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета НИУ ВШЭ Александр Сергеев. Всего, по словам адвокатов, в ходе экспертизы по установлению ущерба специалисты допустили 70 ошибок. Адвокат Александр Гофштейн в интервью «Независимой газете» утверждает:
«Вся экспертиза построена на сравнении продажной цены аммиака с рыночной ценой не на момент поставки, а на момент, указанный в ГТД (грузовой таможенной декларации) в штампе «выпуск разрешен» — то есть с ценой, которая была актуальна четыре месяца спустя, — рассказал защитник на специальной встрече с журналистами во вторник. — Эксперты сравнивали несопоставимые величины, например цену продукции, проданной в июне, с декабрьской рыночной ценой. Если бы метод подсчета был правильным — этих гигантских цифр не было бы и самого дела не было бы».
Однако эти данные судом были проигнорированы. Зато все годы следствие пытается оперировать показаниями ключевого свидетеля уголовника Евгения Седыкина, признанного рейдером и российским, и теперь ирландским судом. По факту, самарское «правосудие» откровенно отстаивает интересы Дмитрия Мазепина, гражданина Латвии, замешанного в финансировании тамошних профашистских партий и вложившего «нажитое непосильным трудом» в покупку ведущего латвийского футбольного клуба. Точнее — в приобретение статуса добропорядочного гражданина страны ЕС и НАТО. А также — в строительство в Латвии логистических мощностей для транзита химической продукции, что входит в явное противоречие со стратегией руководства России, направленной на создание независимой транспортно-логистической экспортной балтийской инфраструктуры.
Адвокатам удалось установить, что электронная текстовая заготовка проекта обвинительного заключения была составлена на компьютере «Уралхима». Защита попросила вызвать ответственного за это следователя на допрос, но суд в удовлетворении ходатайства отказал.
По совокупности признаков процесс носит заказной характер, что позволяет привлечь внимание федеральных правоохранительных органов к выяснению вопроса о возможном коррупционном сговоре с целью правового обеспечения рейдерского захвата «Тольяттиазота». При этом следует учитывать, что ТоАЗ занимает 10-процентную нишу в мировом рынке аммиака и карбамида — ключевой основы производства удобрений и широкой линейки химической продукции.
Коллектив «Тольяттиазот» 23 мая обратился с письмом главе Верховного суда Вячеславу Лебедеву:
«ПАО «Тольяттиазот» преднамеренно вовлечено в судебный процесс в качестве потерпевшего, несмотря на абсурдность обвинений в хищении всей готовой продукции, денежные средства за которую в полном объеме получены на расчетный счет нашего предприятия.
Уголовное дело против руководителей ПАО «Тольяттиазот» инициировано по заявлению миноритарных акционеров ПАО «Тольяттиазот» — АО «ОХК Уралхим» и Седыкина Е. Я., и, на наш взгляд, может являться частью спланированной недружественной акции, которая длится более 10 лет. Все это время мы работаем в условиях постоянного давления на предприятие и его сотрудников, дезинформации о нашей работе и о состоянии предприятия в «желтой» прессе, налетов на предприятие вооруженных сотрудников ОМОН.
Те факты, которые мы узнаем от непосредственных участников судебных заседаний и из публикаций в СМИ, заставляют нас беспокоиться за судьбу предприятия, за судьбы каждого из более 4000 сотрудников ПАО «Тольяттиазот», за судьбы наших семей», — указано в обращении.
1 июля в Тольятти прошла добровольная санкционированная акция работников ТоАЗ в поддержку предприятия против попытки его рейдерского захвата «Уралхимом». Это знак встревоженности коллектива ТОАЗ за свое будущее и будущее градообразующего предприятия.
Эти опасения не беспочвенны. Для оказания давления на сторону защиты в рамках основного судебного спора «ТОАЗ VS Уралхим» инициаторы процесса создают параллельные «судебные линии» и фактически берут в «заложники» носителей конфиденциальной финансовой информации из числа топ-менеджеров «Тольяттиазот». Это — известная практика рейдерского захвата предприятий во времена правового беззакония «лихих 90-х».
В апреле на выходе с судебного заседания был задержан представитель компании-ответчика Florento гражданин Германии Александр Брексендорф. Эти действия сотрудников МВД были объяснены «проведением мероприятий по установлению местонахождения граждан других стран и их трудовой активности в России». Также сотрудниками ФМС и МВД был задержан ещё один иностранный подданный, способный дать объективные показания в суде, гражданин Греции Маркелл Кремер. Он является представителем компании-ответчика Farodot Consulting Ltd. Кремер ходатайствовал о переносе заседания, чтобы иметь возможность ознакомиться с делом. В этой просьбе ему было отказано. Кремера признали виновным в нарушении визового режима РФ — пересечении границы по туристической визе, а не деловой.
31 мая решением Басманного суда Москвы был арестовал председатель правления Тольяттихимбанка Александр Попов. По версии следствия, под контролем Попова через этот головной банк «Тольяттиазота» якобы осуществлялись финансовые операции, связанные с хищением активов ТоАза.
Уголовное дело в отношении руководителя Тольяттихимбанка было возбуждено 16 мая 2019 года. При этом, начиная с 2014 года, Попов исправно являлся на допросы в качестве свидетеля.
Очевидно, понимая несостоятельность обвинения по текущему делу, 3 июня 2019 года Следственный комитет России возбудил еще одно уголовное дело в отношении бывших руководителей ПАО ТоАЗ Владимира и Сергея Махлаев, экс-гендиректора компании Евгения Королева и других топ-менеджеров. Теперь им вменяется обвинение по тяжкой ч. 3 статьи 210 УК РФ — «Организация преступного сообщества (ОПС) и участие в нем», а также несколько эпизодов мошенничества и неуплата налогов. Это чревато приговором к 20 годам лишения свободы.
Возможно, именно этот поворот в деле «Толяттиазота» имел в виду президент РФ Владимир Путин, высказывая в ходе «прямой линии — 2019» мнение о необходимости либерализации статьи 210 УК РФ. По мнению главы государства, в практике её применения по экономическим преступлениям есть серьезные недостатки:
«Нужно работать на экспертном уровне, Правовое управление и Администрация президента должны этим заняться, в Думе должны подумать об этом… На сегодняшний день юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой корпорации, где один из членов замешан в нарушениях закона. Конечно, это недопустимо, совершенно очевидный факт, с этим нужно поработать и внести изменения в действующий закон», — заявил Владимир Путин.
23 июня депутат ГД РФ Рифат Шайхутдинов внёс в Думу законопроект о выводе правонарушений в области бизнеса из-под ст. 210 УК РФ.
«Сложившаяся и широко распространенная практика применения органами предварительного следствия и судами ст. 210 УК РФ демонстрирует необоснованность предъявления обвинения в ее совершении в отношении данной категорий лиц», — говорится в пояснительной записке к документу. Автор инициативы предложил запретить дополнительную квалификацию по этой статье действий лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, совершенных в сфере предпринимательства и экономики.
В пояснительной записке говорится, что проект направлен на формирование «благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата», на сокращение «рисков ведения предпринимательской деятельности» и создание «дополнительных гарантий защиты бизнесменов от необоснованного уголовного преследования».
Таким образом, в деле «Тольяттиазота» возникает коллизия между позицией президента и действиями правоохранителей с признаками содействия рейдерскому захвату флагманского предприятия отечественного химпрома. Помимо предсказуемых экономических и социальных издержек таких методов в стиле «лихих 90-х» есть ещё одна крайне негативная сторона этого процесса: удар по внутри‑ и внешнеполитической репутации России и её лидера. Судьи в соответствии с Конституцией РФ лично назначаются Указами президента. И их действия автоматически воспринимаются населением и деловым сообществом как реализация его политики. Значит, обвинительное заключение по делу ТоАза будет воспринято как знак открытой дороги к серийным рейдерским захватам прибыльных активов.
Высокий суд Ирландии планирует приступить к рассмотрению иска в отношении ещё одной подконтрольной Дмитрию Мазепину компании — EurotoazLtd. И здесь предсказуемо присуждение очередной суммы компенсации ТоАЗу. Фигурирующая в иске сумма акций, которые пытались присвоить рейдеры, составляет 2 млрд долларов, стоимость самого предприятия — 3 млрд. Если суду удастся доказать связь EurotoazLtd и осуждённого рейдера Евгения Садыкина с «Уралхимом», Дмитрий Мазепин будет вынужден выплатить огромную компенсацию. Но это не идет ни в какое сравнение с международным репутационным ущербом стране. Но на фоне крайне негативного внешнеполитического давления на Россию этот прецедент нанесёт удар по политической и инвестиционной репутации РФ.