В Хакасии седьмой год успешно действует программа адаптации особенных детей
Дата публикации: 22 июля 2019 года в 16:12.
Категория: Общество.
Под светлой зеленью березовой рощи, давшей название лагерю, начинается утренняя суета. Зарядка, завтрак, занятия в кружках – все это хорошо знакомо и тем, кто помнит пионерское детство, и сегодняшним школьникам, отправляющимся на загородный отдых. В «Березке» все так же. Но иногда встречаются такие же активные, но, увы, молчаливые дети. Вот один протягивает воспитателю записку – лучший способ общаться для того, кто с рождения не способен слышать. Особенно если текст можно уточнить с помощью жестового языка, на котором оба собеседника общаются довольно-таки бегло.
– Особенность нашей смены в том, что именно в «Березке» отдыхают дети с очень серьезными нарушениями. Например, есть те, кто полностью лишен возможности видеть, есть те, кто ничего не слышит. И вместе с ними в лагере находятся как здоровые сверстники, так и дети с меньшей степенью инвалидности, – пояснила Елена Духмина.
Программа «Первые шаги в жизнь» родилась из собственного опыта нашей собеседницы. История ее дочери Сони – яркий пример того, как грамотная реабилитация способна не просто поддержать ребенка, но и дать ему возможность жить наравне со здоровыми сверстниками. Девочка, которой, по отзывам специалистов была закрыта дорога в обычную жизнь из-за массы проблем со здоровьем, теперь учится в обычной школе. Ее пример вдохновляет и других детей на собственные маленькие победы.
– На днях наблюдала, как сверстники учили глухого ребенка говорить. Тем, кто не слышал речь с рождения, очень сложно решить эту задачу. Конечно, существуют специальные методики, но даже для педагогов первое, четко произнесенное ребенком слово – целый праздник. А тут – мальчик в окружении таких же ребят вдруг четко и ясно произносит «мама». И сам обрадовался, буквально до слез, – улыбается Елена.
Эта история как нельзя лучше демонстрирует ту особенную атмосферу, которая создается в лагере. Ведь обычным детям вряд ли пришло бы в голову возиться с особенным сверстником. Для начала им нужно не только понять, но и прочувствовать, каково это – желать произнести хотя бы одно слово.
– Директор республиканской школы-интерната для детей с нарушениями слуха Лариса Васильевна Тыльченко, замечательный педагог, обычно говорит: «Если ребенок что-то делает не так, это ошибка учителя». У нас сложился хороший педагогический коллектив, поэтому и удается реализовать даже сложные проекты, – рассказывает Елена Духмина, – например, у нас есть большая игра «Мы вместе». Благодаря ей дети учат слова жестового языка. Вот потому-то в лагере очень быстро входит в моду «двойное приветствие». Детям ведь интересно узнавать новое и показывать свои знания. На другом этапе игры дети стараются понять, каково быть незрячим. Упражнение простое: достаточно закрыть глаза, посидеть немного, а затем рассказать о своих чувствах. Этот опыт принес интересный эффект: дети перестали шуметь на наших мероприятиях – они поняли, насколько тяжело приходится тем, кто вынужден ориентироваться на слух. Учатся наши дети и пониманию того, как живется людям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Им предлагается ограничить свои движения ногами и руками и преодолеть препятствие – как герою «Повести о настоящем человеке». И в этом случае, как и во всех прочих, участники игры понимают, что справиться с проблемой можно только благодаря вере в себя и готовности справляться с трудностями.
Перечисленные качества тем более важны для особенных детей. Для них в программе предусмотрены и другие истории о людях, которые смогли добиться успеха, несмотря на болезни и травмы. Подаются эти мотивирующие занятия в увлекательной форме киноклуба. То есть, когда не просто проходит просмотр интересного фильма, но и добавляется обязательно обсуждение. Но еще важнее то, что сама жизнь в лагере построена таким образом, что каждый вовлекается в активную жизнь. Как минимум две трети особенных детей участвуют во всех мероприятиях. То есть, они находятся не рядом, а именно в среде своих здоровых сверстников. А если вдруг оказывается, что для кого-то занятие не по силам – всегда находится дело, с которым особенный ребенок справится. Может быть, даже лучше чем здоровый сверстник. Например, исполняя роль в «Театре без границ». Или показывая чудеса в ремесленной мастерской. Главное – найти то занятие, которое увлечет ребенка. И тогда он способен удивить окружающих.