Николай Булакин: «Если они это сделают, я до ноября не доживу»
Дата публикации: 21 октября 2019 года в 07:00.
Категория: Скандалы.
Отношения мэров столичных городов с главами регионов редко бывают простыми. Тут и конфликт финансовых интересов, и политическое соперничество. Хакасия не была исключением. Николаю Булакину за четверть века его руководства Абаканом пришлось и спорить, и ругаться, и искать взаимодействие для сотрудничества с тремя губернаторами — Алексеем Лебедем, Виктором Зиминым и Валентином Коноваловым.
У мудрого Булакина получалось находить разумные компромиссы с Лебедем и Зиминым. Не сказать, что это всегда было гладко, случались жесткие размолвки и конфликты, порой выходившие в публичное пространство. Булакин отчаянно боролся за каждый рубль для своего города и настраивал на такую борьбу всю свою команду. Губернаторы же стремились так или иначе отщипнуть от столицы денег для региональных нужд. К примеру, в свое время очень жесткие споры шли вокруг распределения сборов от налога на доходы физических лиц — НДФЛ.
И если Лебедь позволял Булакину оставлять Абакану по 30% НДФЛ, то Зимин уменьшил долю города до минимально разрешенного законом уровня — 15%. Больше отнять у столицы было уже нельзя. Но тот же Зимин помогал Абакану привлекать деньги по федеральным программам — на строительство дорог и благоустройство дворов, возведение больниц, школ и спорткомплексов. А порой и сверх того. В 2018 году Зимин убедил промышленника Эдуарда Худайнатова прописаться в Абакане и заплатить здесь свой подоходный налог в 5,15 млрд рублей, из которых положенные по закону 15% — более 770 млн — попали в городскую казну.
Но вот установить конструктивные отношения с командой Валентина Коновалова абаканскому мэру не удалось. Хотя он честно и настойчиво старался это сделать. Достаточно долго опытный политик Булакин был подчеркнуто нейтрален и дипломатично избегал критичных высказываний в адрес новых республиканских властей, даже когда для этого были поводы. Он пытался установить рабочие контакты с молодым губернатором и его окружением, хотя это было крайне непросто из-за кадровой чехарды в Сером доме, обилия наводнивших его персон непонятного происхождения и сомнительной профессиональной квалификации.
Видимо, в какой-то момент Булакин понял, что договариваться там и не с кем, и незачем. Мэр был прекрасно осведомлен о финансовых и управленческих проблемах Хакасии, которые при Коновалове достигли угрожающих масштабов. Он также осознал, что политическая ситуация создает слишком много рисков для сохранения благополучия в Абакане.
А наблюдаемый кадровый хаос в правительстве и целый ряд неуклюжих и неумных решений нового кабмина привели к тому, что Булакин стал относиться к губернатору-коммунисту, мягко говоря, без особой симпатии и уважения. И с какого-то момента он перестал это скрывать. Будучи человеком тонким, ироничным и блестяще образованным, он легко превращал «красного» главу республики в посмешище во время своих прямых телеэфиров. Коновалова же явно раздражали эти шпильки, но еще больше — полная и подчеркнутая независимость абаканского градоначальника. Власть Серого дома на территорию финансово самодостаточного Абакана не распространялась.
Но главную опасность для региональных властей мэр Абакана представлял, как фигура, вокруг которой стали консолидироваться главы других муниципалитетов, не согласные с попытками Валентина Коновалова залезть в карман органов местного самоуправления.
Слишком много хлопот доставлял Николай Булакин — один из лучших градоначальников страны — неопытному Коновалову. И тогда красный кабмин решил нанести ответный удар.
ОТОБРАТЬ И ПОДЕЛИТЬ
Дальше придется рассказать кое-что про финансы и бюджетное законодательство. Это необходимо, чтобы стала понятна суть предпринятой на Булакина атаки.
Многие знают, что такое бюджетный трансферт — это финансовая помощь, дотация, субвенция и т.д., которая передается «сверху вниз» — то есть из вышестоящего бюджета в нижестоящие, для того, чтобы те исполняли закрепленные за ними полномочия. К примеру, федеральный бюджет передает в казну регионов трансферты на дорожное строительство, возведение объектов по нацпроектам или выплаты зарплаты бюджетникам. А казна регионов трансфертами финансирует сельское хозяйство или сферу ЖКХ в районах.
Но немногим известно, что может быть и «отрицательный трансферт» — когда субвенции предоставляются в обратном порядке — из местных бюджетов региональному, то есть «снизу вверх».
Законом о Местном самоуправлении (МСУ) и Бюджетным Кодексом России прописано, что «отрицательные трансферты» могут вводиться в «особых случаях» — если налоговые доходы в каком-то муниципальном образовании в два и более раз превышают средний уровень по региону.
«Особые случаи» возникают, когда на территории муниципалитета либо сконцентрированы высокодоходные производства, либо же в районе или городе активно осуществляется налоговый учёт юридических лиц. Примером первого варианта является Норильск, где действует «Норникель». Второй и достаточно распространенный вариант — это столицы регионов.
В любом из этих случаев в принципе, можно вводить «отрицательный трансферт» и начать забирать деньги из казны относительно богатого города в бюджет региона. Для этого достаточно принять закон на уровне субъекта РФ.
Но это в теории. В реальности же в России пока был лишь один случай применения «отрицательного трансферта» — в нефтяном Сургуте. Но там имеется важный нюанс! Власти данного города сами попросили забирать у них часть доходов в казну Ханты-Мансийского автономного округа. Потому что Сургут просто не в состоянии потратить столько денег, сколько у него собирается от нефтяников. Это явное и можно сказать экзотическое для России исключение.
Также «отрицательный трансферт» собирались вводить в Екатеринбурге — из казны города планировалось передать в бюджет Свердловской области сумму в 1,7 млрд рублей. Но проект был забаллотирован из-за возмущения местной общественности.
Отметим, что право вводить отрицательные трансферты у властей регионов появилось сравнительно недавно, но не вчера. Однако прежний руководитель Хакасии, даже в моменты жестких споров с Булакиным, не опускался до попытки «наказать» строптивого мэра и всех абаканцев введением отрицательных субсидий.
А вот красный губернатор Коновалов и команда присланных к нему по линии КПРФ «варягов» сразу решили ухватиться именно за этот метод — ведь это же классическое большевистское «отобрать и поделить»! Им очень понравилась идея по-легкому добыть денег в дырявую республиканскую казну, а заодно приструнить непокорный Абакан, превратив его из процветающего города в бомжа, у которого не останется средств не то что на развитие, а даже на оплату самых насущных нужд. После включения «отрицательного трансферта» Абакан будет низведен до уровня «отдаленных районов», которые сводят концы с концами только за счет подачек из региональной казны, выделяемых по милости или капризу губернатора.
Согласно закону об МСУ (ч.5 ст.60 и ч.4 ст. 61) закона об МСУ, размер «отрицательного трансферта» может составлять до 50% разницы между: «Общими доходами бюджета МО, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности МО».
В распоряжение «АИС» попали данные проекта бюджета Хакасии на 2020 год.
Из них следует, что общий доходный потенциал Абакана оценен в 2 млрд 514 млн 476 тыс. рублей. А суммарный доходный потенциал всех 13 городов и районов Хакасии (вместе с Абаканом) составляет 4 млрд 420 миллионов 687 тыс. рублей.
Это означает, что средняя по региону обеспеченность муниципалитетов собственными доходами составляет 340 млн 52 тысячи 846 рублей.
Размер «отрицательного трансферта» может составлять половину от разницы между доходами Абакана и удвоенным среднерегиональным уровнем доходности. Удвоенный средний доход муниципалитетов Хакасии составит 680 млн 150 тыс. 692 рубля.
Если вычесть эту сумму из доходов Абакана, получится 1 млрд 834 млн 307 тыс. 308 рублей. А половина от этого (50%) равна 917 млн 185 тыс. 154 рубля.
Отметим, что есть разница формулировок «отрицательного трансферта» между положениями закона об МСУ и Бюджетным Кодексом, что может осложнить методику проведения расчётов «отрицательного трансферта».
Но это детали. В любом случае, правительство Хакасии может изъять у Абакана до 900 млн рублей — то есть около 40% всех доходов города! И чтоб забрать эти деньги, не надо посылать в мэрию автоматчиков или бригаду мордоворотов с кастетами и бейсбольными битами. Достаточно, чтобы Минфин Хакасии по указке губернатора или его замов вписал в проект бюджета Хакасии на 2020 год «отрицательный трансферт». А далее все пойдет само. В Бюджетном Кодексе прописано: «Если муниципальное образование не выполнит требования по перечислению субвенций, то тогда для этого МО осуществляется централизация части доходов и сборов (в объеме указанных субвенций) и/или снижение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов».
ПОСЛЕДНИЙ УЛЬТИМАТУМ
А теперь самое главное. Все это — вовсе не гипотетические рассуждения. Команда вписать в бюджет Хакасии на будущий год «отрицательный трансферт» для Абакана уже была дана! В этом призналась министр финансов Ирина Войнова. Как рассказали источники «АИС» в ее ведомстве, при обсуждении бюджета в «нулевом чтении» (то есть в самой первой версии, для дискуссий в ограниченном кругу лиц), Войнова сказала: «Теперь нам можно применить отрицательный трансферт для Абакана». Посетовав при этом, что дело это для неё новое, и потому есть трудности в расчетах. Также в руководстве Хакасии обсуждались конкретные суммы, которые планировалось «экспроприировать» из казны Абакана. Сначала говорили о 150 млн рублей, затем, по данным от наших источников в Сером доме, аппетиты начали расти.
И этим решением «красный кабмин» уже шантажировал Булакина.
Люди в абаканской мэрии рассказали, что в конце сентября к Булакину пришел руководитель губернаторской администрации Николай Миронов, который озвучил градоначальнику ультиматум: «Либо Булакин становится полностью послушным, лояльным и во всем покорным Коновалову, либо его, а также всех абаканцев жестко накажут отрицательным трансфертом». Эта беседа с Мироновым стала настоящим ударом для абаканского мэра. Именно после нее он и сказал нашему источнику из числа сотрудников администрации: «Если они так сделают — я до ноября не доживу».
Выпускник мехмата МГУ и экс-завкафедрой высшей математики считать умел прекрасно. Поэтому сразу понял, что если Абакан ограбят «отрицательным трансфертом», то городу придется полностью забыть о строительстве новых крупных объектов и поставить крест на всех планах развития. И это только верхушка айсберга.
Лишившись финансовой самодостаточности, Абакан сразу получит массу проблем:
- Невозможность участия города в федеральных программах на условиях софинансирования, в частности — строительства новых детских садов, школ, спортивных и других социальных объектов, ремонта домов и т.д.
- Срыв всех проектов строительства новой улично-дорожной сети.
- Сокращение в несколько раз объемов работ по ремонту дорог и благоустройства города, в частности, уборке улиц, тротуаров, газонов, вывозу снега и даже времени освещения улиц и дворов.
- Сокращение или полная отмена муниципальных доплат к заработной плате низкооплачиваемых категорий работников бюджетных учреждений.
- Сокращение или полная ликвидация финансирования городских районов через созданный Булакиным институт старост.
- Сокращение или ликвидация клубов по месту жительства и детско-юношеских спортивных школ.
- Сокращение финансирования учреждений дополнительного образования.
- Вынужденное и существенное увеличение родительской платы за обучение детей в художественной и музыкальной школах.
От таких перспектив у любого градоначальника сердце схватит.
Последний акт драмы разыгрался 14 октября. Напомним, в тот роковой понедельник Николай Булакин приехал на церемонию открытия нового лицея. Губернатора Коновалова на мероприятии не было, но представитель Серого дома был. И опять это оказался Николай Миронов. По словам очевидцев, в ходе церемонии Миронов что-то говорил Булакину. Возможно, так совпало, но после этого мэру стало плохо, он даже попросил принести ему воды.
А сразу после церемонии Николай Генрихович сказал, что скверно себя чувствует, ему нужно отдохнуть и отлежаться. Затем он сел за руль и отправился в свой загородный дом в Минусинском районе. По дороге его Ford слетел с трассы и врезался в дерево. Следов тормозного пути на асфальте не нашли. По самой вероятной версии, Булакин потерял сознание за рулем.
Сердце мэра не выдержало, когда он понял, что любимый город, ради развития и процветания которого он самоотверженно работал 25 лет, приговорен к разорению и упадку.
Чтобы убить человека, который мешает, не обязательно нанимать снайпера или взрывника. Достаточно разрушить то, что этому человеку дорого, то, за что он болеет всей душой. А если разорвать душу, то тело умрет само.
И можно не бояться наказания по нормам уголовного кодекса: никто ведь не стрелял. Хотя результат тот же самый: нет человека — нет проблемы.
Уже на следующий день после смерти Булакина, губернатор Валентин Коновалов поспешил заявить: «Я дал поручение курировать городские дела заместителю администрации Николаю Миронову. И соответствующие поручения даны всем профильным министерствам».
Но после похорон, во время которых тысячи потрясенных горем горожан пришли проститься с народным мэром, а потом шли нескончаемой процессией за его гробом, в Сером Доме вновь собрался узкий круг для обсуждения бюджета республики на будущий год. И на этой встрече было решено: «Пока не вписывать отрицательный трансферт в бюджетный проект». А далее — цитата одного из участников: «В связи с последними событиями». Но позже в кулуарах прозвучала и другая фраза: «Все равно будем вносить поправки в бюджет уже в феврале-марте».
И про отмену «кураторства» Миронова над оставшимся без своего защитника городом в Сером доме никто не заявлял.
Теперь вся надежда только на то, что оставшаяся в мэрии команда Булакина и все абаканцы сплотятся, чтобы вместе отстоять город, процветанию которого посвятил свою жизнь Николай Генрихович.
Александр Бортников