Угольную отрасль и бюджет Хакасии спасут регулярные совещания у Коновалова
Дата публикации: 20 июля 2022 года в 18:46.
Категория: Экономика.
Глава Хакасии в среду, 20 июля провел совещание с руководителями угледобывающих предприятий региона. Темой стало обсуждение ситуации, сложившейся в отрасли в связи с ограничением вывоза угля из Хакасии на экспорт в восточном направлении.
Представители крупнейших промышленных предприятий озвучили свои предложения, которые в числе прочих мер будут направлены в правительство РФ и РЖД.
Для оперативного обмена информацией и своевременного реагирования на любые изменения в отрасли принято решение проводить оперативные совещания регулярно.
Других подробностей о том, что происходило на совещании нет. Пресс-служба губернатора сообщили лишь следующее:
«Правительство Хакасии ведет системную работу по увеличению отгрузки угля в восточном направлении.
Республика добилась поручения Президента России Владимира Путина в 2022 году обеспечить приоритетный вывоз угля на экспорт в восточном направлении из Хакасии в объёме не менее 8,6 млн тонн.
Как только началась специальная военная операция России на Украине, все отечественные рынки были переориентированы на восток.
В результате Байкало-Амурская магистраль оказалась не готова к такому потоку перевозок – она и раньше была перегружена. ОАО «РЖД» пришлось менять правила перевозок, чтобы отрегулировать их объемы.
На сегодняшний день Хакасии гарантирована отгрузка угля в восточном направлении на уровне не менее, чем в 2021 году. Сейчас идет процесс согласования, работа с ОАО «РЖД» и профильными ведомствами Правительства РФ».
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что АО «РЖД» прислало в Правительство Хакасии документ, из которого следует, что вывоз угля из республики на экспорт в восточном направлении на период июль-декабрь 2022 года составит в общей сложности лишь 1,6 млн тонн. Это грозит катастрофой не только для угольной отрасли, но и всей республике.
Для понимания: суммарная мощность угольных предприятий Хакасии составляет около 30 млн тонн в год или 2,5 тонн в месяц. То есть за полгода нормальной работе наши разрезы могут добыть 15 млн тонн. Но им поставлен лимит на вывоз почти в 10 раз меньше.
При такой вывозной квоте неизбежно придется останавливать добычу. С большой вероятностью — разрезы отправят персонал в отпуска с частичной оплатой — и это еще оптимистический вариант, в пессимистическом возможны и массовые увольнения.
В угольной отрасли Хакасии работают около 5 тыс человек. Причем они входят в категорию самых высокооплачиваемых работников региона. А вместе с членами их семей остановка производства прямо отразится на 15-20 тысячах жителей. На самом деле — еще больше. Хорошо зарабатывающие горняки, тратя свои деньги, обеспечивают доход многим тысячам людей в сферах торговли, услуг, строительства и т.д.
И разумеется, налоговые отчисления приостановивших работу предприятий будут стремиться к нулю.
Напомним, в начале этого года губернатор Коновалов и его министры с помпой заявляли, что добились у федеральных властей увеличения до 9 млн тонн квот на вывоз угля из Хакасии по железной дороге.
Но оказалось, трубить в фанфары поспешили.
Президент России действительно распорядился обеспечить общее увеличения вывоза угля в восточном направлении. Но на восток уголь хочет везти не только Хакасия – а еще и Кузбасс, Тува и другие регионы. Поэтому Глава государства поручил федеральному кабмину проработать вопрос квот на вывоз с угледобывающими регионами.
Во этот важнейший этап - согласования вопросов на уровне Правительства России – власти Хакасии отработали не лучшим образом.
К примеру, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев не вылезал из московских кабинетов, согласовывая вывоз каждой лишней тонны для своих предприятий. Эффективно поработали в столице и представители Тувы.
В итоге, на состоявшемся 20 июня финальном совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова был согласован итоговый документ, по которому Кузбасс и Тува получили увеличение вывоза на восток, а Хакасия — наоборот потеряла.
Недостаточно активная, мягко говоря, работа правительства Хакасии поставила угольную отрасль и весь регион на грань социально-экономического бедствия.