Наскальную живопись в Хакасии начали изучать более 300 лет назад
Дата публикации: 29 августа 2024 года в 09:58.
Категория: Культура и спорт.
Фото из личного архива автора предоставлено пресс-службой ХГУ им. Н.Ф. Катанова
Попытку систематизации исследований памятников археологии (писаниц) от первых описательных работ XVIII века до научных трудов XX века провела студентка института истории и права ХГУ Анна Крумшин под руководством преподавателя вуза, кандидата исторических наук Евгения Данькина. Исследование опубликовано в сборнике научных трудов студентов ХГУ «Катановские чтения-2024».
История изучения наскальной живописи на территории Боградского района Республики Хакасия охватывает более чем трёхсотлетний период. В течение этого времени были выявлены, изучены и введены в научный оборот образцы, многие из которых ныне утрачены. Памятники наскального искусства отображают особенности как хозяйственного уклада, так и духовной жизни древнего населения и дополняют другие виды источников. Для Хакасии наиболее характерны такие памятники археологии, как погребальные сооружения. Исследование же памятников наскального искусства приобретает особую актуальность, так как позволяет изучить стороны жизни, не отраженные в погребальных памятниках.
Первая научная экспедиция на территории современного Боградского района работала ещё в 1721-1722 гг. под руководством Даниэля Мессершмидта. Тогда же (в XVIII в.), продолжил исследования отряд Второй Камчатской или Великой Северной экспедиции (Герхард Миллер, Иоганн Гмелин и другие). В 1887–1889 в долинах рек Тесь и Ерба работала финская экспедиция во главе с Йоганном Аспелиным. На этом этапе происходит обнаружение, описание и зарисовка писаниц.
В начале XX века Александр Адрианов открыл популярную сейчас Боярскую писаницу. Её исследование и интерпретацию изображений продолжили ряд учёных. Помимо Боярских писаниц Александром Адриановым были изучены Оглахтинские петроглифы: сняты 118 эстампажей (особый способ перенесения рельефного изображения с каменных, бронзовых и других твёрдых объектов на бумагу) и девять изображений, которые хранятся в фондах Кунсткамеры).
В середине XX века наступает новый этап в изучении наскальных изображений. Он связан, во-первых, со строительством Красноярской ГЭС. Создаются специальные отряды по изучению и копированию древностей в зоне будущего затопления. Во-вторых, появляются новые методики и техника исследования. Широкое распространение тогда получила фотография (за 1968 год было сделано 2000 фоторисунков). Продолжая «аварийные» работы, красноярская экспедиция Якова Шера обнаружила два масштабных скопления петроглифов – Оглахты I и Оглахты II. Результатом данной работы стала известная монография Якова Шера «Петроглифы Средней и Центральной Азии».
В 1970-х водохранилище было введено в эксплуатацию, и считалось, что петроглифы безвозвратно утеряны. Однако в 1980-х годах южносибирская археологическая экспедиция Кемеровского государственного университета обнаружила ещё два скопления изображений – Оглахты VII и VIII. В 1990 году Елена Миклашевич обследовала и скопировала на микалентную бумагу 40 плоскостей пиcаницы Оглахты I. В 2005 году вышла в свет монография Ольги Советовой «Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы)», материалы для неё собирались на протяжении многих полевых сезонов.
Добавим, в ходе обследования земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, выявляются и ставятся на государственный учёт новые объекты наскальной живописи. Так, в 2021 году был выявлен «Петроглиф Советская Хакасия – 21».
Методика изучения объектов прошла длительную эволюцию. Вместе с тем процесс выявления памятников наскального искусства продолжается, на государственный учёт ставятся новые объекты.
Материал подготовлен пресс-службой ХГУ им. Н.Ф. Катанова