Проблему дефицита кадров в Хакасии предлагают решить целевой подготовкой
Дата публикации: 8 октября 2024 года в 11:24.
Категория: Общество.
Фото пресс-службы ХГУ им. Н.Ф. Катанова
Председатель совета – руководитель Юридического бюро, советник главы республики Михаил Антоневич. Пришли только заинтересованные лица, поэтому разговор был эмоциональным, но деловым и конкретным, сообщили в пресс-службе ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Сегодня о дефиците кадров говорят все, не хватает не только врачей, учителей, но и строителей, специалистов для металлургической отрасли, энергетики, коммунальной сферы, угольных компаний и др.
– Для университета очень важно взаимодействие с работодателями, нам необходимы базы практик для студентов, – отметила ректор ХГУ Татьяна Краснова. – У вуза сегодня есть совместные проекты со Сбербанком, СУЭКом и другими организациями, готовыми на базе университета создавать материально-техническую базу для подготовки кадров профильных специальностей. Но подготовка специалистов для бизнеса начинается в школе. А в школе категорически не хватает учителей. И в первую очередь физики, математики, химии, биологии, без которых невозможна подготовка инженерных кадров. В среднем по стране и в Хакасии, в Абакане нагрузка на одного педагога 1,8 ставки – учитель работает с двойной нагрузкой! В школах республики сейчас есть классы не только А, Б, В, но и Г, Д, Е, так что потребность в учителях будет только расти.
Абсолютно такая же ситуация в столичном и, казалось бы, благополучном Абакане. Не хватает 88 учителей, а с учётом того, что планируется ввод в строй школы на 1000 учеников, ситуация становится очень сложной. Об этом рассказала замглавы города по социальным вопросам Татьяна Карташова. В Абакане учителям предлагают различные меры социальной поддержки, выплачивают надбавки молодым педагогам, делают много, но дефицит педагогов на лицо.
– Хакасский госуниверситет – главная кузница кадров для республики, в том числе и для сферы культуры. Здесь готовят мастеров творческих профессий, поэтому очень важно, чтобы выпускники школ оставались в регионе, – отметила министр культуры РХ Светлана Окольникова. – Будет развиваться университет, молодежь будет оставаться здесь, будет и будущее у Хакасии. Поэтому мы с университетом тесно сотрудничаем. Очень важно, что у нас полное взаимопонимание.
А вот где нет хорошего взаимопонимания, так это в некоторых школах. Директор инженерно-технологического института ХГУ Наталия Эклер отметила, что они работают со старшеклассниками, проводят специальное обучение, мастер-классы, игры, чтобы ребята приходили учиться в ХГУ подготовленными. Но выпускники школ уезжают из Хакасии. Подчас, учителя им говорят, уезжайте учиться в большие города. И это неправильно.
– На школу и учителей можно повлиять. Необходимо для них поменять параметры эффективности, – считает предприниматель с огромным опытом управленческой и педагогической деятельности Александр Валинецкий. – Сегодня в республике лучшими считают учителей, школы, большинство выпускников которых поступило в вузы за пределами Хакасии. Это неправильно! Это работает против региона! Это работает против будущего Хакасии! Лучшими должны считать школы, большинство выпускников которых поступили в колледжи, техникумы, вузы здесь, и после окончания обучения останутся трудиться в республике. Его предложение вызвало общую поддержку.
Острую необходимость заседания Координационного совета по взаимодействию с работодателями в промышленной сфере, отметила заместитель министра экономического развития РХ Наталья Дворяк:
– Не хватает специалистов инженерной подготовки. В республике наблюдается огромный кадровый голод!
Надежный рецепт подготовки кадров для региона – целевая подготовка студентов для конкретного предприятия, школы, больницы. Это схема работает иногда со сбоями, но в целом работает, хотя и по-разному.
Проректор по учебной работе ХГУ Наталья Пропой отметила, как пример работы, Минздрав РХ. Они регулярно встречаются с руководством университета для обсуждения актуальных вопросов, отслеживают судьбу всех целевиков (это те студенты, которые подписали соглашение с конкретной больницей, проходят там практики и придут туда работать после окончания обучения, за это получают дополнительно стипендию от ведомства и другие социальные привилегии). В Минздраве следят за судьбой каждого молодого специалиста! Как результат, в этом году от них обучаются в ХГУ больше 50 студентов-целевиков, а от Минобрнауки только восемь, а от каких-то ноль…
Председатель совета Михаил Антоневич отметил, что те вопросы, которые сегодня рассматривались – подготовка специалистов, взаимодействие бизнеса и высшей школы имеют непосредственное отношение к будущему Хакасии. И все рекомендации будут переданы в Правительство республики.