50 оттенков майнинга

Дата публикации: 26 октября 2024 года в 23:40.
Категория: Экономика.

Фото УФСБ по ХакасииФото УФСБ по Хакасии

Госдума России приняла во втором и третьем чтении знаковый законопроект о запрете майнинга цифровых валют в энергодифицитных регионах, который прямо касается и нашей Хакасии.

Строго говоря, любой майнинг – это абсолютный экономический паразитизм. Рассуждая о бесполезных видах деятельности, многие любят приводить в пример «собачьих парикмахеров». Но кто эрделя тримминговал, тот над баристой не смеется. А кто мэйн-куна вычесывал, тот и бизнес-коуча поймет. И грумеры, и баристы, и сомелье и, прости Господи, коучи оказывают реальные услуги, которые кому-то нужны и за которые кто-то готов добровольно платить.

А вот майнеры жрут электроэнергию, для выработки которой в России сжигается реальный газ, уголь, обогащенный уран, изнашиваются дорогущие котлотурбинные установки, генераторы и турбоагрегаты на ГЭС, а взамен в стране не создается ни товаров, ни услуг, а лишь виртуальные «коины» на заграничных серверах. Причем эти коины – не деньги. Их ценность не гарантирует и не подтверждает никто и ничем. И была уже масса примеров, когда криптовалюты обращались в тыкву. 

Но мы живем в свободной стране, где действует принцип – разрешено всё, что не запрещено. И до недавнего времени майнинг, при всей его экономической бессмысленности, в списке запрещенной деятельности не фигурировал. 

Но вот теперь государство решило обратить внимание на эту сферу деятельности. И ввести для нее законодательные ограничения. Для начала – территориальные.

На прошедшем в Госдуме правительственном часе заместитель министра энергетики России Евгений Грабчак объяснил, почему ведомство выступает за запрет майнинга в регионах с дефицитом электроэнергии.

«Мы выступаем с инициативой о том, что в дефицитных регионах майнинг должен быть запрещен на период дефицитов. В регионах, где у нас субсидируется электроэнергия, где у нас зоны регулируемых договоров, также майнинг не должен по этим регулируемым договорам и субсидированным ценам подключаться к электросети. Да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать их в зонах дефицита переходить на собственную генерацию», – сказал замминистра.

Грабчак отметил, что непрогнозируемые нагрузки на энергосистему, вызванные ростом потребления её майнерами, стали проблемой во многих территориях: «Мы вынуждены реагировать на рост таких нагрузок, принимать решение о строительстве дополнительной генерации. Все затраты на эту генерацию транслируются в тарифные решения, чем, по сути, мы помогаем этим майнерам, дополнительно финансируя их деятельность. Конечно, это неправильно, и закон, который приняла Госдума, позволяющий Правительству ограничивать майнинг в отдельных регионах, поможет нам в этом».

Сразу отметим важный нюанс – есть промышленный легальный майнинг и есть бытовой – он же «серый» майнинг. Принятый Госдумой по инициативе Минэнерго законопроект нацелен именно на промышленный майнинг. 

И хотя, как сказано в начале этой статьи, в принципе, любой криптомайнинг как минимум бесполезен, если не сказать вреден для реальной экономики, но есть нюанс!

Как говорится в старом анекдоте, даже представители ЛГБТ-сообщества (запрещено в России) делятся на тех, кто «в плохом смысле» и тех, кто «в хорошем смысле». 

Майнеры «в хорошем смысле» – это как раз промышленные. Они по крайней мере честно признают, что занимаются нагревом земной атмосферы и генерированием сомнительных коинов, а главное – платят за электроэнергию по бизнес-тарифам.  

А вот майнеры «в плохом смысле» – они даже хуже тех, кто при перестроениях поворотники не включает. Потому что майнеры-нелегалы подключаются к сетям как физлица и жрут электричество по льготным тарифам для граждан. Хотя каждая из серых «криптоферм» потребляет энергию, как большой поселок в несколько сотен дворов. 

Если кто не знает, у ASIC-майнеров каждый блок видеокарт при стандартных настройках объема вычислительной мощности комплектуется блоками питания мощностью потребления 3,0-3,5 кВт. То есть всего пара блоков уже перекрывают по потребляемой мощности стандартное домохозяйство! 

А таких блоков на серых криптофермах могут стоять даже не десятки, а сотни! И ясен пень, когда в поселении появляется такой монстр потребления, то возникает угроза, что электросети лягут от не запланированной перегрузки. Не говоря уже о том, что фактически идет кража электричества. Ибо потреблять на фактический бизнес, а платить, как мирный житель по льготному тарифу – это уже квалифицируется как мошенничество.

Так что давайте отделим мух от котлет. Хотя когда речь про майнинг – котлет вообще не видно. Ну, тогда скажем: отделим просто мух, от особо вредных мух.

Для Хакасии легальные промышленные майнеры пока большой проблемой не являются. У нас такие тоже имеются. Например, компания ООО «Интелион Майн», зарегистрированная в Москве, но имеющая на территории бывшего завода «Искож» в Черногорске майнинговую ферму, которую владельцы, видимо из скромности, называют «дата центр».

Руководство ООО «Интелион Майн» заверяет, что в своей работе в республике  «всецело исполняет требования нормативных документов в области электроэнергетики, надзорных органов по обеспечению безопасности эксплуатации электроустановок потребителей и электрических сетей в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии и Правилами технической эксплуатации электрических станций и электрических сетей». 

Наши энергетики на «дата центр» в Черногорске пока особо не жаловались. Поскольку известна хотя бы потребляемая этим легальным центром энергомощность, и внезапных сюрпризов для сетей он не создает. 

А вот серые майнеры для изношенной на 76% электросетевой инфраструктуры нашей республики – реально большая беда. И в особо проблемном Калининском энергоузле они – одна из существенных причин для провоцирования аварий из-за перегрузов сетей. 

Вспомним энергоколлапс прошлого декабря, когда в лютый мороз сразу несколько крупных поселений в Калининском энергоузле остались без света. 

А новая зима уже на пороге. И скоро в тысячах и тысячах частных домов пригородов Абакана заработают на полную мощность электрокотлы, нагружая сети и подстанции до предела. А когда на этот пиковый зимний спрос накладывается весьма существенная  неконтролируемая нагрузка от «серых» майнеров, то разного рода ЧП становятся не просто вероятны, но практически неизбежны.

Кстати, только после той самой декабрьской аварии в республике начали всерьез бороться с серыми криптодобытчиками. Их вычисляют по объему потребляемой мощности и для начала предлагают по-хорошему расплатиться за уже потребленное электричество по бизнес-трифу. Как правило, речь идет о доплатах в миллионы рублей. Если майнер добровольно гасит долги и соглашается в дальнейшем платить за энергию по расценкам для бизнеса, то на этом работа с ним заканчивается.  Если же расплатиться за украденную энергию по-доброму майнер отказывается, на него возбуждают уголовное дело о мошенничестве. В этом году в республике компания «АтомЭнергоСбыт» и силовики уже неоднократно использовали обе эти схемы.

Майнеры, добровольно перешедшие на работу по бизнес-тарифам, автоматически из «серых» превращаются в «промышленных». И стало быть теперь к ним тоже можно будет применить новый федеральный закон о полном или частичном (на время) запрете деятельности.

Будем ждать, воспользуются ли власти региона новым федеральным законом, чтобы запретить вообще или ограничить на зиму (закон и такой вариант предусматривает) – деятельность майнеров. Особенно, если энергетики попросят укоротить этих энерговампиров. Еще раз подчеркнем – для экономики и социальной сферы региона от майнеров, даже легальных – пользы никакой. Они лишь растрачивают ценный ресурс (электроэнергию), не создавая ни товаров, ни услуг, ни рабочих мест. А налоги, если и платят, то чисто символические. Поскольку никто кроме хозяина криптофермы не знает и не может узнать сколько именно «битков», «эфиров» или иных токенов он намайнил. Все данные об этом закрыты и находятся за пределами России.

Кстати, для правительства республики "тест на майнеров" будет весьма показателен. Ведь именно странная тарифная политика хакасского кабмина в лице недоброй памяти экс-главы регионального Госкомтарифэнерго Манука Данданяна, который в течение ряда лет держал энергетиков не таком голодном тарифном пайке, что электросетевая компания лишилась возможности не только развивать инфраструктуру, но даже поддерживать ее сохранность. В итоге и накопился износ свыше 76%, катастрофический недостаток новых ЛЭП и питающих подстанций, рост числа аварий и внеплановых отключений. Только в этом году правительство, наконец, начало нормальный диалог с энергетиками и сделало первые шаги им навстречу.

Применение в Хакасии федерального закона об ограничении майнинга докажет, что  руководство региона действительно мыслит по-государственному и намерено решать проблемы в энергетике.

Если же правительство республики проявит необъяснимую снисходительность к майнерам и откажется их в чем-то ущемлять даже по настоятельным просьбам энергетиков, то волей-неволей возникнут нехорошие мысли о том, что бесполезный для экономики, казны и жителей Хакасии майнинг кому-то в Сером доме лично выгоден. 

 

Новости по теме