Битва за никель
Дата публикации: 6 июля 2010 года в 23:16.
Категория: Скандалы.
В российской металлургической отрасли опять скандал: похоже, что менеджмент ГМК «Норильский никель», во главе с г-ном Стржалковским спровоцировали конфликт между двумя главными акционерами ГМК «Норникель» – компаниями «Интеррос» Владимира Потанина и «Русал» Олега Дерипаски.
Причиной конфликта стала, мягко говоря, неоднозначная ситуация с выборами совета директоров «Норникеля», которые состоялись 28 июня. Вопреки недавним договорённостям о строгом паритете в совете (по четыре представителя от каждого акционера), «Интеррос» получил в совете директоров четыре места, а «Русал» – лишь три. Однако
Владимира Потанина, лично ставившего подпись под соглашением о паритете, такие результаты выборов совершенно не смутили. Даже наоборот – по мнению экспертов, он приложил к этому немало кропотливых стараний.
Помимо директорского большинства «Интеррос» по итогам выборов получил ещё один серьёзный бонус. Акционеры выбрали председателем совета директоров первого зампреда банка ВТБ
Василия Титова, чью кандидатуру предложил г-н Потанин. По идее, председатель совета должен быть фигурой совершенно независимой от кого-либо из акционеров. Но только не в нашем случае – банк ВТБ является крупнейшим кредитором «Интерроса». И в этой связи прекрасно понятно, чьи интересы так или иначе совпадают с интересами ВТБ. Более того, ВТБ выделил структурам Потанина кредит в 3,2 млрд долларов под залог 16,8% «Норникеля». И это несмотря на то, что Кодекс корпоративного поведения запрещает называть независимым директором крупного контрагента компании! Как же Владимиру Потанину удалось провернуть столь значимую для него директорскую рокировку?
Стржалковский борется за интересы Потанина с первых дней в должности гендиректора
Есть основания предполагать, ключевую роль здесь сыграл менеджмент «Норникеля», возглавляемый генеральным директором ГМК, бывшим главой Федерального агентства по туризму
Владимиром Стржалковским. «Интеррос» и «Русал» владеют равными долями «Норникеля» – по 25% +1 акция, и, казалось бы, управленцы «Норникеля» должны занимать нейтральную позицию в отношении акционеров. Но ни для кого не секрет, что уже два года руководство ГМК стоит горой за интересы г-на Потанина. Доказательством тому стала история с покупкой «Норникелем» через его дочернюю компанию ОГК-3 долей в энергетических активах группы «Интеррос». В частности, за 25% + 1 акцию компании «РУСИА Петролеум» ОГК-3 заплатила около 600 млн долларов. Фактически, как говорят эксперты, сделка была направлена на спасение «Интерроса», вот только самому «Норникелю» эта спасательная операция, по мнению всё тех же аналитиков, обошлась слишком дорого.
Шутка ли, сумма сделки на 30% превысила стоимость контрольного пакета акций «РУСИА Петролеум» (50% + 1 акция), обсуждавшуюся между «Газпромом» и «ТНК-ВР». То есть фактически акционеры «Норникеля» заплатили за потанинские активы почти тройную цену! Что показательно, столь нелицеприятная для менеджмента «Норникеля» сделка состоялась практически сразу после назначения господина Стржалковского генеральным директором ГМК в 2008 году. Характерно, что весной 2009-го историей с ОГК-3 заинтересовалась Счётная палата РФ. По результатам проверки аудиторы обязали ОГК-3 осуществить возврат средств, потраченных на приобретение непрофильных активов. Но в «Норникель» деньги так и не вернулись. Действительно, зачем компании эти деньги, когда они спокойно лежат на счету одного из акционеров? А учитывая, что в самое ближайшее время будет принято решение о банкротстве «РУСИА Петролеум», получается, что «Норникель» приобрёл дырку от бублика, и никто никому уже никаких денег не вернёт. А как же интересы других акционеров, включая западных, ведь более 25% акций «Норникеля» в руках иностранных инвесторов? Увы, их мнение теперешний менеджмент «Норникеля» особо никогда не волновало.
Особенно, учитывая, что умение сохранять лояльность «Интерросу», а не обеспечивать высокие производственно-экономические показатели, ещё и хорошо оплачивается. По данным недавно опубликованного рейтинга РБК, из 20 самых высокооплачиваемых российских менеджеров – 9 из «Норильского никеля».
Впрочем, на этом история большой любви между менеджментом и «Интерросом», естественно, не закончилась. Это красноречиво показали состоявшиеся выборы в совет директоров «Норильского никеля».
За Стржалковского голосовали из офшоров
Схема продвижения в совет директоров представителей менеджмента «Норникеля» и блокировки кандидатур от «Русала» путём размытия их голосов получилась весьма запутанной. Менеджмент компании провернул ряд хитроумных манипуляций с акциями. В частности, перед голосованием компания перебросила 8% квазиказначейских акций «Норникеля» в офшоры, чтобы потом проголосовать ими за «нужные» кандидатуры. Между тем именно новые «офшорные» голоса «помогли» не пройти прежнему, и действительно независимому, председателю совета директоров «Норникеля»
Александру Волошину.
Впрочем, лишь офшорами дело не ограничилось. Судя по сообщениям деловых СМИ, к концу голосования вдруг произошёл резкий скачок явки: если к началу собрания она составляла 75,7%, то к его концу подскочила уже до 92%. По мнению экспертов, явку «накрутил» всё тот же менеджмент «Норникеля», проголосовав акциями, находящимися в номинальном держании, владельцы которых не выразили позиции по голосованию. Законность этой операции юристы сегодня ставят под большое сомнение, ведь в итоге голоса «Русала» были размыты и результаты выборов сложились явно не в его пользу. Чего, собственно, и хотели добиться г-н Потанин вместе с г-ном Стржалковским.
Наверняка юристы «Русала» проведут юридическую оценку действий группы «Интеррос» и менеджеров «Норникеля». И претензии к ним, думается, не ограничатся лишь обвинениями в нарушении корпоративной этики и несоблюдении заключённых ранее соглашений о паритете в совете директоров. Ведь некоторые из этих манипуляций явно противоречат действующему российскому законодательству. Впрочем, по мнению экспертов, неоднозначная ситуация с выборами совета директоров может иметь куда более серьёзные последствия для компании.
«Нас сильно беспокоит сложившаяся ситуация, так как вовлечённость менеджмента в конфликт акционеров может в конечном счёте привести к снижению операционной эффективности бизнеса ГМК и негативно отразиться на денежных потоках компании, – считает аналитик ИФД «Капиталъ»
Ольга Митрофанова. –
Хотя ранее менеджмент ГМК предпочитал хотя бы формально занимать нейтральную позицию и заниматься скорее операционным управлением компанией».
Металлургов вытесняют туроператоры и отельеры
Непосредственно сотрудников предприятий «Норникеля» известие об усилении позиций тандема Потанин – Стржалковский в совете директоров повергло в ещё большое уныние.
«После назначения господина Стржалковского генеральным директором из компании ушло около 100 сотрудников среднего и высшего звена, – рассказывает сотрудник «Норникеля», пожелавший остаться неназванным. –
При этом господин Стржалковский вместо поисков профессионалов с опытом управления металлургическим производством увольняет людей, проработавших в компании многие годы, и меняет их на приближённых к себе людей, не имеющих отношения к металлургии».
Надо сказать, что о кадровой политике Владимира Стржалковского в «Норникеле» слагают легенды. Чего только стоит история с уходом из компании руководителя Заполярного филиала компании
Виктора Томенко. Он имел профильное образование и колоссальный опыт управления металлургическим производством, но не пришёлся ко двору. Показательно, что на место Томенко назначили давнего знакомого господина Стржалковского по… туристическому бизнесу – господина
Муравьёва, который до этого курировал санаторно-курортную и туристическую отрасль Краснодарского края.
Кстати, на этом нашествие «туристов» на металлургию по зову господина Стржалковского не закончилось. На посты «топов» в «Норникеле» за два года были назначены такие «опытные металлурги», как бывший замдиректора московского офиса турфирмы «Нева»
Ирина Заболотная, отельер
Леонид Исакович, отельер и основатель туроператорской компании
Андрей Уманский, авиаброкер
Кирилл Бурый и многие другие.
«Теперь, когда Стржалковский с Потаниным получили практически полный контроль над компанией, даже трудно предположить, какие кадровые решения ждут нас впереди и к чему в итоге всё это приведёт», – резюмирует наш собеседник.
Гендиректор ГМК Владимир Стржалковский идёт ва-банк
На фоне скандала вокруг выборов господа Потанин и Стржалковский пытаются сохранить лицо. Смысл официальных заявлений «Норникеля» и «Интерроса» сводится к одному: мол, мы не виноваты в том, что «Русал» слаб в математике, не так считал, вот и ошибся… Словно никто и не перебрасывал акции в офшоры и не химичил с явкой… Правда, остаётся вопрос, зачем всё это было нужно? Можно предположить, что в самом скором времени мы станем свидетелями ещё нескольких авантюр, возможно, покрупнее, чем в случае с покупкой акций «РУСИА Петролеум».
Конечно, даже столь скандальными подробностями конфликтов среди акционеров сегодня в России мало кого удивишь. Благо, что дело хоть не дошло до захвата офисов, битья физиономий и уничтожения документов. Но в этой истории всё-таки есть одно большоё «но». Речь-то идёт не о какой-то овощебазе или куске колхозного поля в ближайшем Подмосковье. В эпицентре этого дурно пахнущего скандала оказалась компания с мировым именем. Но, судя по всему, репутация «Норникеля» менеджменту компании совершенно безразлична. Вот только, что совершенно очевидно, свою личную репутацию эти люди теперь точно похоронили. Если, конечно, она была.
Источник: Дмитрий Находкин, «Наша Версия»