В Хакасии оппозиции дали шанс сказать что-то умное
Дата публикации: 30 июля 2010 года в 09:55.
Категория: Общество.
В Хакасии пытаются создать уникальную площадку, на которой власть и ее оппоненты могут разговаривать на равных. Даже те кто считается «непримиримой оппозицией» получили возможность высказать свои идеи, предложения и добиться из воплощения в жизнь.
Много копий сломано в спорах о том, как должно складываться отношение власти и общества. Идеалист скажет о полном сотрудничестве, скептик вспомнит об административных барьерах и коррупции, прагматик обязательно укажет на разницу взглядов и неминуемые конфликты. С другой стороны, если все люди, живущие в одном регионе, хотят его процветания, они неминуемо должны найти общий язык. И достаточно для этого немного - некой общей площадки, на которой могли бы собраться все желающие. Такая площадка была создана на минувшей неделе, когда состоялось первое собрание республиканского Совета развития при председателе правительства РХ.
Эволюция собраний
Собраться вместе, чтобы решить важный вопрос - основной, и, наверное, самый старый способ демократического управления обществом. «Думать всем миром» - выражение, пришедшее к нам из далекой старины, когда под «миром» понималось отнюдь не все население планеты, а ближайшие соседи - те, кто жил рядом, в одной местности. Но тем, кто приходил на тинг, вече или любое другое собрание тысячу лет назад, было проще, чем нам. В древности, когда каждый знал каждого, одному человеку легко было донести свою мысль до вождя, и каждый мог спорить, добиваться, чтобы его идея стала, в итоге, общей.
В современном мире структура власти усложнилась, у каждого уровня - свои полномочия и круг интересов. Специализация - вещь, на самом деле, хорошая. Взять, к примеру, какой-нибудь небольшой поселок. Никто кроме тех, кто там живет, не знает лучше, что нужно делать там для удобства и процветания. Но все заботы, как правило, ограничиваются хозяйственными делами: приходится решать, где взять деньги на подсыпку дорог, кто позаботится об освещении на улице и тому подобном. Если же речь заходит о более важных вещах - к примеру, отчислении налогов в республиканскую казну, поселковый совет сам ничего решить не может: нужно вступать с предложением по корректировке закона в Верховном Совете республики. А сама корректировка - работа уже на уровне региона, это забота законодательного собрания и министерств. А республике, в свою очередь, приходится также вносить предложения по корректировке уже федерального законодательства в Госдуму, если окажется в итоге, что требуются корректировки в Налоговом кодексе РФ.
Когда речь идет о создании законов, такая многоступенчатая процедура идет на пользу: меньше вероятности допустить ошибку, поскольку сам документ читают вносят в него свои корректировки практически все те, кого этот закон касается. У подобного метода есть один недостаток - он требует немало времени. Если речь идет о каком-то революционном проекте, обсуждение и утверждение его может занять не один год. «От начала обсуждения до старта проекта проходит три года», - такая формула существовала на рубеже веков. Сейчас процедуры ускорились, но все происходит отнюдь не моментально. Что же, такова неизбежная плата.
Дельный совет
Когда речь идет о работе исполнительной власти, ситуация получается несколько иная. Реагировать нужно быстрее. А еще, что важно, исполнительной власти требуется максимум информации, причем, как от представителей конкретного населенного пункта, так и от общественных или даже религиозных организаций. Пусть не в виде комментариев и поправок к закону, пусть недоработанных с точки зрения юристов, но, тем не менее, существующих взглядов на проблему. Конечно, если речь идет не о простом поддержании жизни, а развитии региона - именно для него нужно знать, чем живет и чего хочет едва ли не каждый человек. Но каждого, понятное дело, не спросишь. Значит, используем стандартный прием - собираем представителей от разных групп людей.
Наша республика, стала, пожалуй, одним из первых регионов, перенявшим опыт федерации. Наш сформированный Совет развития схож с известным Госсоветом при президенте РФ. Это касается, в первую очередь, задач, которые собираются решать с его помощью. Но при этом по составу он походит и на Общественную палату РФ и на другие собрания. Правительство республики постаралось включить в него и тех, с кем ранее не приходилось сотрудничать.
Может возникнуть вопрос - в республике уже есть Общественная палата, зачем нужен еще и Совет развития? Казалось бы, и так работают уже там представители народа, все они могут выступать по важным вопросам, предлагать свои идеи.
Но, после первого же, пока учредительного, заседания Совета развития стало понятно, что конкурировать эти сообщества не будут. Общественная палата, из-за своего состава, занимается, в большей степени вопросами культуры, поддержки национальных объединений и тому подобным. А вот Совет развития является, в большей степени, этакой политико-экономической структурой. Что, кстати говоря, отнюдь не значит, что членам ОП закрыт доступ в Совет. Все как раз наоборот - в Совет вошло немало представителей общественных и религиозных объединений. В том числе - и те, кто уже работает в Общественной палате. И нельзя сказать, что какая-то из структур важнее: просто в каждом случае занимаются своим делом.
Сюрприз для оппозиции
В Совете развития нашлось место сторонникам разных политических взглядов. В том числе (и неожиданно для них самих) представителям, скажем так, непримиримой оппозиции. Решение, надо сказать, спорное. Хотя бы потому, что не всякая оппозиция существует только лишь потому, что стремится сделать мир лучше, но хочет сделать это своим способом. С такими власть, как правило, договаривается и таких, в конце концов, слушают, так что в общении сторон исчезает политический накал.
Но есть и те, кто давно и прочно решил, что он против всего, чтобы ни делала власть. Причем, не потому, что власть, по их мнению, поступает неправильно, а только лишь от того, что она - власть. С подобными политическими и общественными деятелями договориться сложно: очень уж они напоминают недоброй славы анархистов начала ХХ века. Кажется, и что звать их на равную беседу, к совместной работе бесполезно.
С другой стороны, для того, чтобы выслушать любого оппонента, особенно из числа непримиримых, требуется немалое мужество. Можно сказать, что, создание первого, разнообразного по составу Совета развития демонстрирует: глава республики готов к разговору и не боится критики. Это первый принцип работы Совета: «Выступить может каждый». Правда, самих оппозиционеров за весьма долгое заседание услышать не удалось. Не было задано едких вопросов вслух, не передавались по рядам записки с обличительными речами. А ведь была возможность не просто высказаться, но и внести свои предложения о том, что и как следует делать в нашем регионе. Причем в этом случае есть все основания думать, что человека не просто выслушают, а он сможет очень скоро увидеть, как его идея воплощается в жизнь. Возможно, впрочем, что некоторых отпугнул от трибуны второй, не менее важный принцип работы
«Высказываться - только по делу». То есть, не получится агитировать собравшихся за свою партию, или, говоря о проблемах демократического общества, плавно перейти к жалобам на конкретных чиновников, которые чем-то не угодили спикеру.
Как должна идти работа
Самая главная особенность созданного Совета развития - то, что по замыслу, он должен работать лично с председателем правительства. Говоря простым языком, те, кто вошел в его состав (а только в президиуме оказалось несколько десятков человек), получили доступ «на самый верх». И вероятность каких-либо административных барьеров, препятствующих общению их с главой республики, отсутствует даже в теории. В случае Совета сокращается путь от общества к власти, причем, практически до нуля. В обычных условиях для того, чтобы какая-то организация могла внести, к примеру, предложение по поправке в закон, предстоит пройти длительный путь. Здесь же, когда заседания проходят с участием первого лица республики, все предложения поступают напрямую. А дальше уже остаются технические вопросы.
Если идеи покажутся дельными, всегда для их реализации имеются ресурсы правительства. А понадобятся корректировки в существующий закон или создание нового - председатель правительства может выдвинуть такое предложение в Верховный Совет. Словом, в республике начат новый этап равноправного сотрудничества власти и общества. Насколько задуманное будет успешно в реальности, мы узнаем примерно через пол года - именно столько предстоит работать первому составу президиума Совета развития. Потом его члены уступят место своим коллегам, и отчитаются о том, что было сделано за прошедшее время.
Андрей КЕДРИН,
газета "Абакан"