Арканар, который мы потеряли. На смерть последнего из Стургацких

Дата публикации: 23 ноября 2012 года в 21:54.
Категория: Общество.

Смерть последнего из братьев Стругацких не могла не стать годным поводом для массированного выражения ненависти к государству. Тем более что перемены в стране основной корпус колумнистов столичных СМИ именует «победой серости» так же интенсивно, как лет 20 назад именовали прежнюю власть «швондерами», а соотечественников в целом «шариковыми».

Со швондерами и шариковыми сейчас поутихло – хотя бы в силу того, что создатель киноверсии «Собачьего сердца» сейчас депутат от КПРФ, выступает за цензуру и вообще враг свободы. Но желание быть профессорами преображенскими, докторами борменталями или, например, благородными донами руматами у профессиональных врагов государства никуда не делось.  

И вот оно. Как говорится, угадайте автора по стилю.

"Да, задал напоследок задачу Борис Натанович Стругацкий орлу нашему, дону Рэбе…   Умер Борис Натанович -- и орел наш, дон Рэба, со всем своим средневековым аппаратом погрузился в раздумье: как бы ему поступить по такому случаю?  

Прилюдно поклониться вослед тому, кто его, нелюдь серую, заранее описал с такой брезгливостью и художественной силой, что хоть к зеркалу не подходи? Или принять рассеянный вид и сделать вид, что персонаж не заметил смерти демиурга?  

Орёл наш дон Рэба выбрал первый вариант -- и не меняя выражения лица, официальной телеграммой уведомил родных и близких Бориса Натановича о том, что книги братьев Стругацких «и сегодня в высшей степени современны».   О да.  Еще как современны.

Мы, живущие накануне «дня святого Мики», чувствуем это уже кишками..."

Ну да, это Эхо, и да, это Шендерович (хотя с тем же успехом мог быть, не знаю, какой-нибудь Подрабинек). Но тема об актуальности произведений Бориса и Аркадия Стругацких -- хорошая. Можно обсудить.

Так вот, мне кажется, что Виктор Анатольевич как-то неправильно натягивает произведение классиков на современность. Не тем местом. 

Давайте рассмотрим внимательно: кто такой Рэба? Вот как его описывают сами создатели мира полудня:

Что он ни задумывал, всё проваливалось. Он натравил друг на друга два влиятельных рода в королевстве, чтобы  ослабить их  и начать широкое наступление на баронство. Но роды помирились, под звон кубков провозгласили вечный союз и отхватили у короля изрядный кусок земли, искони принадлежавший Тоцам Арканарским. Он объявил  войну Ирукану, сам повёл армию к границе, потопил её в болотах и растерял в лесах, бросил всё на произвол судьбы и сбежал обратно в Арканар. Он упразднил министерства, ведающие образованием и благосостоянием,   учредил  министерство охраны короны, снял с правительственных постов родовую аристократию и немногих   учёных, окончательно развалил экономику, написал  трактат  "О скотской сущности земледельца" и, наконец, год назад организовал "охранную гвардию" -- "Серые роты".

За Гитлером стояли монополии. За доном Рэбой не стоял никто, и было очевидно, что штурмовики в конце  концов сожрут его, как муху. Но он продолжал крутить и вертеть, нагромождать нелепость на нелепость, выкручивался, словно старался обмануть самого себя, словно не знал ничего, кроме параноической задачи -- истребить культуру».

Прошу прощения за большую цитату, но она была необходима. Перед нами человек, презирающий крестьян и ненавидящий учёных, проигрывающий войны, теряющий территории, разваливающий экономику, доводящий народ до нищеты. Только у меня одного в голове крутятся фамилии экс-президентов Горбачёва и Ельцина, а также вице-секретаря совета безопасности РФ, исполнительного секретаря СНГ Березовского Б.А.? Магнатов -- от сидящих нефтяных до сбежавших медийных?

Только я вспомнил, как адепты Руки Рынка вышвыривали из НИИ голодных учёных, как открывали в детских садах бордели, как разоряли колхозы? Как отстреливали руководителей наукоёмких предприятий, потому что они сидели на капитале – помещениях, один я вспомнил? Шоковые реформы, уничтожавшие промышленность и науку -- кто-то забыл? Первую Чеченскую войну, бездарно начатую и позорно проигранную, чудовищных министров, спокойно списывавших людей в утиль миллионами как “не вписавшихся в рынок” и нагло ржущих в лицо тем, кто что-то лепечет про то, что “не в деньгах счастье”, кому припоминать?

Всё это на счету тех самых типов, которых тусовка личных врагов государства считает вроде как героями и страстотерпцами.

Вопли про то, что “зато они дали нам свободу”, моментально вызывают в памяти еще один отрывок:

“-- Мы, молодая аристократия, всегда будем с доном Рэбой! Наступило,наконец, желанное послабление. Посудите сами, дон Румата, я уже час хожу по переулкам и огородам, но не встретил ни одного серого. Мы смели серую нечисть с лица земли, и так сладко и вольно дышится теперь в  возрождённом Арканаре!..

-- Отвратительная вонь, -- с чувством сказал Румата.

-- Да, ужасная, -- согласился дон Тамэо, закрывая флягу. -- Но зато  как вольно дышится в возрождённом Арканаре!”

Но Бог с ними, реформаторами 90-х, частично уже покойными. Давайте попробуем примерить дона рэбу на Путина В.В., на которого данного рэбу предлагается натягивать. По конкретным критериям.

Развал экономики? Мимо.

Проигранные войны? Мимо.

Уничтожение науки? Мимо.

Создание «цветных» штурмовых отрядов? Этим вообще кто-то другой, кажется, занимался. Не далее как год назад.

Уничтожение культуры? Тут вопрос субъективный. Культбюджет государства за последнее десятилетие вырос. Но кому и пуссирайот с Гельманом культура.

Что останется несомненно в сухом остатке? Путин -- спецслужбист из КГБ.

Это да. Владимир Владимирович работал в спецслужбах коммунистического государства. И у него есть в романе Стругацких коллега. Это, кстати, тов. Румата, работавший в спецслужбе коммунистического государства. Просто миссия тов. Руматы закончилась полным провалом.

Кстати, тусовка личных врагов государства любит упрекать Владимира Владимировича в  реставрации советской системы и опоре на “анчоусов”, “уралвагонколхоз” и “токарей из Перми” -- это кстати к вопросу о трактате “О  скотской  сущности земледельца” и к “дабы вонючие мужики”.

Нет, в принципе из Руматы мог бы получиться Путин, если бы он принял реалии Арканара как данность и стал бы местным политиком. И даже не только Путин, но и страшно сказать кто. 

Но я представляю, что творилось бы тогда в арканарских газетах после его смерти. Его называли бы диктатором, незаконно (с опорой на вонючих мужиков) свергнувшим видного реформатора, деятеля просвещения -- дона Рэбу. Тираном, из-за которого Арканар сошёл с пути своего исторического развития -- прекрасный Арканар, который мы потеряли! Румата -- палач, который залил Арканар кровью монахов Святого Ордена! Задвинул родовую аристократию -- лучших людей нации! Это историческая вина, за которую арканарский народ должен покаяться перед всеми остальными нациями и перед самим собой -- и особенно перед лучшими людьми нации. Ставились бы спектакли об ужасах правления Руматы, оплакивались бы его жертвы -- дон Тамэо, например. Сейчас даже формулировку придумаю: «публицист и мыслитель, носитель настоящей глобальной культуры, оказавшийся невостребованным режимом Руматы и окончивший свои дни на лесоповале в Икающем лесу». И все в один хор кричали бы, что самое главное зло, логово зверя, центр порока -- национальная психология арканарца, урода среди остальных народов.

Зачем они всё это кричали бы? Привожу цитату из другого романа Стругацких:

Зрелище было тяжелое: все трое плакали, побросав автоматы; у них не было даже сил утереть слёзы. "Ладно,  поплачьте, это  полезно. Поплачте над  моим Гаем... Над Птицей... Над Гэлом... Над моим Лесником... Надо полагать, вы не плакали с детства и, уж во всяком случае, не плакали над теми, кого убивали. Так поплачьте хоть перед смертью..." (А. и Б. Стругацкие “Обитаемый Остров”).

Здесь всё сказано прямо: гуманист-любитель Мак Сим на полную мощность врубает депрессивное излучение, чтобы люди не мешали ему осуществить план по их подрыву. Из благих соображений, конечно. Описанная картина полностью совпадает с тем, что мы испытывали про просмотре национального телевидения и кинематографа в конце 80-х и в течение 90-х. Вся пропагандистская машина была включена на провоцирование самоненависти, депрессии, отчаяния.

Со мной согласны и профессионалы:

"Чтобы проводить шоковую терапию в экономике – как это было в Чили в 70-е, в Китае в конце 80-х, в России в 90-е и в США после 11 сентября 2001 года, – обществу необходимо пережить тяжелую травму, которая или приостанавливает функционирование демократии, или полностью ее блокирует. Этот идеологический крестовый поход берет начало от авторитарных режимов в Южной Америке... и до сего дня весьма комфортабельно сосуществует рядом с тираническим правлением, принося хорошие доходы» (Кляйн Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. – М.: Добрая книга, 2009).

У нас всё когда-то произошло в точности по планам, изложенным великим советскими фантастами -- братьями Стругацкими. Включили депрессивное излучение, вызвали шок, убедили людей, что они не заслуживают уважения, свободы, что они изначально природно порочны и несут груз вины, парализовали волю -- украли страну.

Но вернёмся в Арканар. Есть в романе о нём и сам Борис Натанович Стругацкий. Не знаю, узнавал ли он себя в девяностых и нулевых, но вот:

Гур Сочинитель вдруг принялся шептать так тихо, что Румата едва слышал его сквозь чавканье и гул голосов:

-- А зачем всё это?.. Что такое правда?.. Принц Хаар действительно любил прекрасную меднокожую Яиневнивору... У них были дети... Я знаю их внука... Её действительно отравили... Но мне объяснили, что это ложь... Мне объяснили, что правда - это то, что сейчас во благо королю... Всё остальное ложь и преступление. Всю жизнь я писал ложь... И только сейчас я пишу правду...

Он вдруг встал и громко нараспев выкрикнул:

Велик и славен, словно вечность,
Король, чьё имя -- Благородство!
И отступила бесконечность,
И уступила первородство!

(…) чавканье возобновилось
».

Человек, ранее давший нам мир Полдня, напоследок вдруг объяснил нам, что все это была ложь и преступление, и только сейчас он пишет правду о преимуществах общества потребления.

Но мы сейчас не о покойном фантасте. Мы о тех донах тамэо, которые изо всех сил пытаются  приватизировать под себя место гонимых носителей высокой культуры и даже в чём-то науки. Хотя в реальном активе у них – комическое сидение в торте в эфире рэба-тв, затем смешная попытка устроить марш «гррум, гррум» штурмовых отрядов на Кремль да Катя Муму.

С таким багажом в руматы не берут. И как-то дико не хочется, чтобы этим типам вольно дышалось.

Роман Носиков, юрист, публицист. Автор блога roman-n.livejournal.com

Истоник: Однако

 

Новости по теме