Что делать клиентам разорившегося туроператора

Дата публикации: 6 августа 2014 года в 16:19.
Категория: Общество.

В связи с участившимися случаями банкротства туроператоров и неисполнения ими обязательств перед туристами Роспотребнадзор дает рекомендации, как действовать обманутым клиентам.

Основные права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, определены ст. 6 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон ). К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, которое реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 17.4 Закона в Российской Федерации основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечёт для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно, по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 млн. руб.).

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

При наличии оснований для выплаты страхового возмещения турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денежных средств. Заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме с указанием главной причины – не исполнение туроператором обязательств по организации тура.

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов); копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала); документы, подтверждающие реальный ущерб, понесённый туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

Кроме того, у туриста, уже заключившего договор с данным туроператором, есть право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке до начала путешествия (на основании п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов. Указанное означает, что турист может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом фактически понесённых туристической фирмой расходов, если условия договора не предусматривают иной, более льготный для потребителей, порядок взаиморасчётов применительно к такому случаю.

Если исполнитель отказывается удовлетворить требования в добровольном порядке, спор в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть разрешен только судом.

Как сообщили пресс-службе Роспотребнадзора по Хакасии, жители республики по вопросам, связанным с отказом туристических операторов выполнять договорные отношения, могут обращаться для консультации на "горячую линию" по телефону (3902) 34-36-14 и в Общественную приёмную Управления Роспотребнадзора по адресу: г. Абакан, ул. маршала Жукова, 5-А, каб.14.

Новости по теме