Российский агрокомплекс переживает бум и готов обеспечить себя и прокормить всю страну

Дата публикации: 10 ноября 2017 года в 19:52.
Категория: Экономика.

Три года взаимных санкций с Западом показали: российские производители способны развиваться и удовлетворять спрос потребителей в самых разных отраслях экономики. Особенно заметны наши успехи в сельском хозяйстве. При этом импортозамещение коснулось не только самих продуктов питания, но и «средств их производства» — тракторов, комбайнов и автомобилей.

В декабре 2015 года Владимир Путин поставил задачу к 2020 году полностью обеспечить Россию собственными продуктами питания. Уже можно констатировать, что к этой цели страна идет вполне успешно. Как сообщает канал RT, если в 2013 году Россия импортировала 38% сельхозтоваров, то в 2016 году эта доля снизилась до 22%. Вдвое сократился даже импорт тепличных овощей в зимний период. А в некоторых сферах — например, в производстве свинины и курятины — мы не только добились практически полного самообеспечения, но и стали продавать такую продукцию за рубеж.

Коль речь зашла об экспорте продовольствия, то а августе этого года по данным аналитического центра «СовЭкон», Россией были экспортированы рекордные 4,7 млн тонн зерна, из которых 3,9 млн тонн пришлись на пшеницу. По оценкам аналитиков компании, высокие темпы экспорта сохранятся в ближайшие месяцы, а по итогам года ожидается очередной рекорд: 44 млн тонн зерна может быть поставлено на экспорт  — это на 30% больше, чем в 2016 году.

С такими показателями наша страна выходит на место крупнейшего экспортера зерна в мире, обойдя прежних лидеров  - США и Канаду.

Старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич отмечает, что имеющаяся инфраструктура хранения и транспортировки зерна оказалась даже не готова к очень высокому урожаю нынешнего года, что вызвало ряд проблем. «При этом, по прогнозам, итоговый урожай в этом году почти вдвое превысит потребление внутри страны. Это ведёт к необходимости наращивать экспорт, а значит — искать новые рынки сбыта для российского зерна. На мой взгляд, все проблемы решаемы уже в перспективе 2018 года. Необходима планомерная подготовка к хорошим показателям по сбору урожая — улучшение условий хранения зерна, налаживание транспортных потоков. Что же касается предварительных итогов сбора урожая, то надо радоваться — это возможность увеличить экспорт зерна, что приведёт к дальнейшей диверсификации экспорта из России, а значит, снизит зависимость от динамики цен на нефть», — говорит эксперт. 

Таким образом, на фоне, а точнее сказать  - с помощью санкций, российские аграрии получили мощный импульс для развития, увидели возможности для наращивания производства. По оценкам вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, в 2016 году рентабельность сельского хозяйства приблизилась к 10% благодаря тому, что удалось повысить эффективность ведения зернового бизнеса.

«Мы видим заметное влияние контрсанкций на отрасль АПК,  наибольшую роль сыграли факторы господдержки и введённое в 2014—2015 годах эмбарго на ввоз продовольствия из Европы и Турции. Перечисленные факторы отразились в росте производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2016 года на 4,8%. Первый квартал 2017 года также показал рост в 0,7%», — комментирует младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Анна Кертанова.

Запрет на ввоз импортного продовольствия расчистил внутренний рынок для отечественных сельхозпроизводителей, что дало им хороший толчок к росту.

Но государство еще и ускоряет этот процесс, оказывая серьёзную материальную поддержку своим агрохозяйствам и фермерам. В конце сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увеличении на 2,25 млрд рублей субсидии регионам на развитие объектов АПК. Всего по итогам 2017 года 38 регионов страны должны получить на эти цели 12,9 млрд рублей из федерального бюджета.

Кроме того, производители сельхозтехники получат из казны еще 13,7 млрд рублей, на которые аграрии смогут закупить дополнительно 21 тыс. единиц техники — тракторов, комбайнов, сеялок.

Важную роль в развитии российских производителей продовольствия сыграло и субсидирование агрокредитов и снижение процентной ставки по займам для сельхозпроизводителей. Наши фермеры много лет жаловались на чрезмерно дорогие кредиты, теперь же условия заимствования стали более привлекательными, и объёмы кредитования в АПК выросли в два раза.

Бурное развитие сельского хозяйства дает заметный мультипликационный эффект и для смежных отраслей. Так, ещё в 2015 году выпуск российских тракторов вырос на 85%, а программа, позволяющая приобрести российскую технику со скидкой до 30%, пошла на пользу как фермерам, так и отечественным машиностроителям. При этом наши производители сельхозтехники сегодня готовы предложить аграриям самые актуальные решения. Например, компания AGCO-RM в конце прошлого года начала в Подмосковье выпуск современных тракторов второго тягового класса.

Подобная техника очень востребована на фермах, но в России она раньше не производилась. Сейчас компания ведёт переговоры с Министерством промышленности о заключении специнвестконтракта на эту модель, за которой могут последовать и другие.

А Горьковский автозавод  (ГАЗ) специально под рост производства и транспортировки продовольствия представил полностью обновлённый модельный ряд грузовиков малого и среднего класса — «Газель NEXT» и «Газон NEXT». И эти автомобили охотно приобретаются локальными производителями для грузоперевозок и стали реальным примером импортозамещения на российском авторынке. 

Также удалось добиться больших успехов в налаживании массового выпуска различных деликатесов, поставки которых сократились почти до нуля из-за продуктового эмбарго. Но наши производители поразительно быстро научились выращивать устриц и выпускать такие экзотические виды сыров, как бри, камамбер и горгонзола. По данным Росстата, в прошлом году было произведено почти 210 тонн сыров с плесенью, но на деле показатели могут быть значительно выше, так как в официальную статистику не попадает продукция небольших частных сыроварен, которых в последнее время появляется всё больше.

«Федеральные производители научились делать прекрасные аналоги знаменитых колбас Fuet, Valencia. На смену финской форели пришла форель с карельских и сибирских рыбных ферм, а сокращение ввоза лосося из Норвегии запустило создание лососевых ферм в Мурманске и Владивостоке», — рассказывает коммерческий директор продуктового онлайн-гипермаркета «Салатница» Анна Галинская. По её словам, локальная деликатесная продукция пользуется большим спросом, а многие производители готовы предложить привлекательные цены ввиду жёсткой конкуренции среди фермерских хозяйств, число которых растёт.

«Отдельно хочется отметить сыроварение: к сожалению, отрасль пока еще не на таком высоком уровне, как хотелось бы, однако уже сейчас есть достойные продукты высокого качества, сравнимого с европейским, которые выходят в массовое производство — это отечественные сыры с белой плесенью, моцарелла. Правда, надо понимать, что импортозамещение — всё же процесс небыстрый, далеко не все отрасли могут оперативно отреагировать на смену обстоятельств. Поэтому полный переход на производство локального доступного продукта — это вопрос не одного года», — говорит Галинская.

Интересно, что росту производства отечественного сыра способствуют не только зарубежные санкции, но и активное взаимодействие фермеров с отечественными автопроизводителями. К примеру, известный сыровар Олег Сирота использует молоковоз «Газель NEXT» не только из соображений патриотизма, но и по вполне прагматичным причинам: эксплуатация отечественного молоковоза  обходится ему в 7 рублей за километр, а минимальная стоимость зарубежного аналога начинается от 9 рублей. А если учесть, что молоковоз в день проходит не менее 500 км — разница ощущается быстро. Кроме того, для «Газель NEXT» нет проблем с поиском запчастей, а время ремонта занимает менее одного дня. Само же наличие молоковоза позволило расширить производство до 100 кг сыра в день.

Ещё одна жизненно необходимая для любого молочного или мясного хозяйства машина — это фургон-рефрижератор. У завода-производителя ГАЗ существует множество модификаций таких фургонов в зависимости от типа перевозимой продукции, необходимой температуры и прочего. А ощутимо сэкономить на эксплуатационных затратах рефрижираторов позволяют модификации, работающие на газовом топливе. Горьковский автозавод — единственный производитель подобной техники в стране, который устанавливает газовое оборудование сразу на конвейере, при этом двигатели машин специально откалиброваны для работы на газе. Это влияет не только на сохранение гарантии, но и на уровень расхода топлива. Учитывая, что при продаже рефрижераторов ГАЗ для фермеров делает скидку 100 тыс. рублей (а к этому можно добавить 10% скидки по программе гослизинга и 2,5% скидки по программе «Российский фермер»), то выбор для сельхозпроизводителей становится не таким уж трудным.

Новости по теме