Иван Миронов о Хакасии: Зачем содержать национальную республику, если в ней даже титульной нации почти нет?
Дата публикации: 20 июля 2018 года в 10:17.
Категория: Политика.
Интерес вызвал уже сам факт участия столичного жителя на выборах в маленьком сибирском регионе. Еще более интригующей оказалась личность претендента.
У Ивана Миронова весьма незаурядная биография. По первому образованию он историк и даже некоторые время преподавал в одном из московских вузов, в начале двухтысячных был помощником Сергея Глазьева, нынешнего советника Президента. В 2005 году, когда ему было 25 лет, Миронова объявили в федеральный розыск по обвинению в покушении на Чубайса, через полтора года задержали и еще пару лет ему пришлось просидеть в «Кремлевском централе» - самой жесткой российской тюрьме. Снятия всех обвинений ему удалось добиться только в суде присяжных.
Сейчас он кандидат исторических наук, член Союза писателей России, известный и успешный адвокат - председатель Московской коллегии адвокатов «Миронов, Кудрявцев и партнеры».
Репутацию крутого парня он подтвердил и сразу по прибытии в Хакасию. Заявленная им программа действий в случае победы на губернаторских выборах просто ошарашила аборигенов.
Если сформулировать коротко, то, по мнению Миронова, главной причиной проблем Хакасии является ее статус национальной республики. И он намерен ее возглавить ради того, чтобы ликвидировать, как самостоятельный субъект.
«Первое - это надо менять национально-территориальное устройство. По моему глубокому убеждению, надо укрупнять регион либо за счет Тувы, либо за счет Красноярского края. В том виде, в котором сейчас существует республика, это не соответствует ни задачам региона, ни интересам большинства жителей, населяющих регион» - заявил Иван Миронов во время своего первого визита в Абакан 26 июня.
«Я считаю, что статус национальной республики тормозит развитие региона и не отвечает интересам большинства его жителей», - подчеркну кандидат в губернаторы Хакасии.
Но после своего внезапного появления, шокирующих заявлений и сдачи документов в Избирком, Миронов улетел в Москву и не подавал о себе сигналов.
«АИС» решил связаться с этим кандидатом в губернаторы и выяснить его дальнейшие намерения. Наш корреспондент созвонился с помощником Миронова, который также прилетал в Абакан и оставил журналисту свой номер телефона. А помощник уже дал прямой номер самого претендента на пост Главы республики.
Приводим запись состоявшейся телефонной беседы.
- Иван Борисович, здравствуйте! Это информагентство «АИС» из Хакасии. Можете ответить нам на несколько вопросов?
- Добрый день! Да, спрашивайте.
- Вы не передумали участвовать в выборах губернатора нашей республики? А то избирательная кампания уже идет полным ходом, другие кандидаты работают над прохождением муниципального фильтра, а вы здесь не появляетесь. Может Ваши планы изменились?
- Нет. Мои намерения не меняются. Я буду бороться за пост Главы республикии уже очень скоро я снова прилечу в Хакасию. Что до прохождения муниципального фильтра, то я на выборы иду не один, а с целой командой. И многие в ней - жители Хакасии. И сейчас эти люди занимаются сбором подписей депутатов и руководителей поселений на территориях для преодоления фильтра. В этой работе им, безусловно, приходится преодолевать колоссальное сопротивление местных элит.
- Во время следующего визита уже представите свою подробную программу, которую обещали?
- После преодоления муниципального фильтра и полноценной регистрации в качестве кандидата в губернаторы будет представлена программа, над которой работают известные экономисты и узкоотраслевые специалисты.
- А не могли бы вы немного подробнее прокомментировать хотя бы тот тезис Вашей программы, который более всего шокировал публику у нас в регионе. Я имею в виду заявленное Вами намерение ликвидировать имеющийся у Хакасии статус национальной республики. Зачем нужна столь радикальная мера?
- Я категорический противник административной нарезки страны по национальному признаку и предоставления льгот национальным меньшинствам. Существование национальных областей и республик можно оправдать для территорий, где так называемые титульные нации составляют большую часть населения. Но в Хакасии на «титульную нацию» приходится менее 12% жителей. А все остальные получаются вторыми, третьими и пятыми? И я не уверен, что существование республики в ее национальном статусе способствует развитию сибирских территорий.
Кроме того, существование особых льгот по национальному признаку – это прямая дискриминация остальных народов. Прям как по Оруэллу: «Все равны, но некоторые равны больше других».
- Жестко вы! Но ведь национальная республика позволяет сохранить самобытность пусть небольшого, но отдельного народа со своей уникальной культурой.
- Национальные республики – это чисто большевистская придумка, в Российской Империи подобных форм государственного устройства не существовало. А ведь именно царская Россия собрала под свой скипетр и сберегла все туземные народы, принявшие ее подданство. Ни в коем случае нельзя умалять этно-культурные традиции народов, но недопустимо использовать национальную самобытность для решения политических и экономических задач в разрез интересов остальных граждан России.
Насчет уникального народа и его культуры не все так однозначно. Каждый, кто мало-мальски изучал историю Хакасии, до крушения Российской Империи не встречал ни «Хакасии», ни «хакасов». Было множество проживавших близко, но достаточно обособленно друг от друга разных тюркоязычных этносов: качинцы, койбалы, кызыльцы, сагайцы, шорцы, чулымцы, телеуты, теленгиты, бирюсинцы и другие. Они отличались и по своей культуре, и по языкам. Эти различия и сейчас остались.
Если мне не изменяет память, слово «хакас» придумал русский ученый-историк Николай Козьмин, а в политический оборот этот термин ввёл его ученик Степан Майнагашев, который после Октябрьского переворота провел несколько национальных съездов, где протолкнул идею об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас».
Причины тому были чисто политические. Только что пришедшие к власти большевики хотели заручиться поддержкой местных «инородцев» против белогвардейцев и казаков, вроде вашего знаменитого Ивана Соловьева. Для этого большевики выдвинули лозунг «возрождения угнетённого народа», а заодно и сам народ придумали.
Причем название использовали даже не местное, а китайское. Взяли за основу термин «хягасы» - так китайцы называют киргизов, слегка его подогнали под русское произношение и получили форму «хакасы».
Между прочим, ваш замечательный ученый Виктор Бутанаев отмечал, что этот выдуманный из политических соображений термин так и не прижился в национальном языке.
Бутанаев говорил, что коренные жители Хакасии в разговорном языке в качестве своего самоназвания применяют термин тадар. Даже за 100 лет искусственный этноним не стал самоназванием народа, несмотря на переписи, давление паспортного режима, влияние литературного языка и т.д. Только русскоязычная часть населения Хакасии приняла его для обозначения аборигенов края.
- Даже если все, что вы говорите, правда, то ликвидация автономии вызовет протесты коренных жителей. Они почувствуют себя ущемленными.
- От ликвидации статуса нацреспублики хакасам, а правильнее сказать живущим на территории региона разным тюркским народам, хуже не станет. Они просто сравняются в правах и обязанностях со своими соседями - русскими, украинцами, татарами, немцами и представителями других народов. В любом случае, вопрос укрупнения республики – это вопрос референдума. Я считаю, надо возвращаться к Енисейской губернии, то есть в наших реалиях к Енисейскому краю.
Единственные, кто пострадает при этом, это местные элиты, на мой взгляд, превратившие республику в феодальное княжество. Первый признак феодализма – это тотальная коррупция, кумовство и отсутствие ротации кадром, кормление с бюджета. Я сомневаюсь, что это устраивает обычных граждан и честный бизнес, не завязанный на местные кланы.
Сегодня настало время кардинальных перемен. Готов более подробно рассказать об этом при встрече в еще пока Хакасии.
- Спасибо вам за ответы, всего доброго!
- И вам спасибо за внимание.