Денег не будет: угольщики предупредили власти Хакасии о снижении налоговых платежей
Дата публикации: 17 июля 2019 года в 13:47.
Категория: Экономика.
Круглый стол, посвященный проблемам и перспективам ключевой для Хакасии угольной промышленности состоялся на горнолыжной базе «Сюгеш» в Таштыпском районе.
Организатором мероприятия выступил «Разрез Аршановский», но кроме руководства этого предприятия, в круглом столе приняли участие генеральный директор «СУЭК Хакасия» Алексей Килин и директор «Разреза Майрыхский» Максим Виноградов.
Также на «Сюгеше» готовился выступить директор «Разреза Степной» компании «Русский Уголь» Николай Зибарев, но в последний момент его участие было отменено из-за объективных обстоятельств.
Со стороны законодательной власти присутствовали депутаты Верховного Совета Василий Шулбаев, Игорь Пономаренко и Ольга Ширковец. Ожидался и спикер республиканского парламента Владимир Штыгашев, который предварительно подтвердил свое участие, но не смог прилететь из Москвы к началу круглого стола.
Среди гостей были и причастные к теме общественники – например, председатель регионального профсоюза угольщиков Александр Теппе. Журналистов же было не просто много, а очень много – на Сюгеш привезли представителей практически всех региональных СМИ.
Что до власти исполнительной, то за нее отдувались заместитель губернатора Юрий Курлаев и министр природных ресурсов и экологии Сергей Арехов.
СУТЬ ПРОБЛЕМ
О неприятностях в угольной отрасли рассказали и исполнительный директор «Разреза Аршановский» Евгений Юрин, и гендиректор «СУЭК Хакасия» Алексей Килин.
По словам Юрина, еще в прошлом году значительно снизились цены на уголь: «Действительно, цены на уголь упали. Начали снижаться они еще с декабря прошлого года, ну вот сегодня, наверное, они достигли самых минимальных значений, которые, действительно, уже ставят вопрос о функционировании многих предприятий, возможности их развития дальнейшего, вплоть до того, что даже существования», – рассказал руководитель Аршановского.
Причем в Европе топливо подешевело до уровня ниже стоимости его доставки.
«Цены на уголь в западных направлениях упали ниже железнодорожных тарифов, на сегодняшний момент приходится приплачивать от 300 до 500 рублей за каждую отправленную тонну», – пояснил Юрин. Он добавил, что Аршановский планировал прирост производства в 18% по сравнению к прошлому году, но экономическая ситуация этого не позволила: «Мы зажали себя со всех позиций, желаний и возможностей», – резюмировал руководитель предприятия.
На Востоке, в Китае и странах Юго-Восточной Азии цены пока повыше и есть спрос на российское топливо. Уголь из Хакасии можно было бы отправлять туда. Но сделать этого наши разрезы не могут из-за отсутствия вагонного парка.
На сегодня лимит, который дают на всех угольщиков Хакасии, это 200-250 вагонов в сутки, при этом ранее было 400 вагонов, а реальная потребность – 1100 вагонов. То есть уголь добывается, но не вывозится, соответственно, не продается, а значит, не дает предприятиям прибыли.
Ситуацию с вагонами предельно ясно и жестко описал гендиректор «СУЭК Хакасия» Алексей Килин: «Я могу отправить в сторону Востока один маршрут. Это ни о чем. Вопросы есть в части объемов, как сделать так, чтобы с минимальными потерями выйти из этого положения. Что есть, то есть. Но я всегда и везде говорил, что в Хакасии самый лучший рабочий класс. Нам с людьми работать комфортно. Люди есть, возможности работать есть, если бы не внешнее воздействие на наш бизнес. Мне несколько легче, чем коллеге, потому что на востоке у нас есть свои порты».
Директор «Разреза Майрыхский» Максим Виноградов отметил, что перед ними стоят такие же проблемы, как у коллег из СУЭК и Аршановского, они так же пытаются удержаться на плаву.
При этом все руководители предприятий подчеркнули, что в отличие от Кузбасса, где недавно были отправлены в вынужденные отпуска две тысячи горняков, хакасские разрезы пока сохраняют все рабочие места.
Так Евгений Юрин опроверг появлявшиеся в СМИ слухи о сокращении большого числа работников Аршановского разреза. Несмотря на то, что уведомления действительно были разосланы 138 сотрудникам, реально сократили всего 5 человек из вспомогательного персонала. Это очень немного от общего штата разреза в 1 398 человек.
Алексей Килин тоже заверил, что «СУЭК Хакасия» сохраняет всех сотрудников и соответственно платит все налоги и отчисления с фонда оплаты труда. Килин напомнил, что в Хакасии с угольной отраслью связаны примерно 12 тысяч человек. При этом средняя зарплата на основных горняцких специальностях составляет около 67 тысяч рублей, а по ключевым профессиям – свыше 100 тысяч.
А это дает НДФЛ, поступающий как в казну региона, так и в муниципальные бюджеты, это соответствующие отчисления в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования.
А свои высокие зарплаты горняки тратят в Хакасии, что обеспечивает региону покупательский спрос и дает работу предприятиям торговли, обслуживания и прочему местному бизнесу.
Разрезы также продолжают исправно платить налоги на имущество, земельный и транспортный налоги, аренду за пользование земельными участками и т.д.
Однако налоги на прибыль угольных предприятий в этом году будут минимальны, из-за падения цен и проблем с доставкой топлива на Восток.
Конкретные суммы сокращения налога на прибыль на круглом столе не назывались. Но, можно предполагать, что если в прошлом году угольные компании внесли в казну региона порядка 3-3,5 млрд налога на прибыль, то в нынешнем году такие платежи будут близки к нулю.
ОТВЕТ ВЛАСТЕЙ
Обрисовав трудную ситуацию в отрасли, угольщики обратились к представителям власти с просьбой, по возможности, помочь им прежде всего в решении вопроса увеличения квоты вагонов под отгрузку, а также в поисках новых рынков сбыта.
Отвечать промышленникам взялся Юрий Курлаев. Он признал, что ситуация действительно сложная, и проблемы угледобытчиков уже сказались на всем регионе: «Для республики угольная промышленность является локомотивом. Только она стала тормозить – многие малые предприятия стали закрываться. Так оно и будет», – констатировал зам.губернатора.
Однако в его речи практически не прозвучало конкретных предложений, полезных для угледобытчиков. Курлаев отделался упоминанием о существующем партнерском соглашении между Хакасией и Белоруссией и высказал предположение, что в рамках этого документа можно попытаться обсудить с Минском возможность прямых поставок угля из Хакасии в Белоруссию. Но воспринималось это лишь как благое пожелание из категории «давайте вместе помечтаем».
А вот о главной просьбе промышленников – по решению вагонной квоты – заместитель главы республики сначала вообще ничего не сказал.
Поэтому присутствовавшая на встрече главный редактор газеты «Хакасия» Светлана Вахтангишвили вновь задала этот вопрос, сформулировав его более конкретно: «Есть ли у Хакасии сейчас лоббисты, способные решить вопрос с вагонами на уровне Федерального центра и РЖД?»
И тут в зале повисла многозначительная звенящая пауза, в которой явственно слышалось никем не произнесенное, но всеми припомненное имя Виктора Зимина. Ведь раньше именно он всегда решал вопрос с вывозом хакасского угля, разруливая регулярно всплывавшую проблему нехватки вагонов и лимита пропуска грузов по Транссибу. Не стало в Хакасии Зимина, не стало и вагонов.
А Юрий Курлаев в своем ответе фактически признал, что подобных лоббистов у республики сейчас нет. «У нас работают в Москве депутат Госдумы, сенаторы и другие лица, сказал он. Мы просим их обратить внимание на эту проблему. Но это пока в процессе», – сказал заместитель губернатора. Что воспринималось, как «поговорить-то они поговорят…».
ИНЖЕНЕРЫ vs ДЕМАГОГОВ
А далее слово взял министр природных ресурсов и экологии Сергей Арехов. Лучше бы он этого не делал. Некоторым лучше молчать, чем говорить.
Арехов начал с укоров в адрес самих угольщиков. Он посетовал на то, что промышленники сейчас просят помочь, а он не может припомнить, когда они сами подставляли бы правительству своё плечо. Тут стоит отметить, что Арехов, строго говоря, вообще мало что способен припомнить, поскольку на пост министра он попал лишь несколько месяцев назад, а до этого был весьма далек, как от политики, так и от большой экономики.
Но скудный профессиональный опыт не помешал ему обрушиться на угольщиков с претензиями.
Глава Минприродресурсов и экологии заявил: прежде, чем требовать от властей идти на уступки, промышленники должны сначала долго платить и каяться.
«Республике Хакасия тоже нужно ваше плечо. И ни один из вас не сказал, как он готов его подставить. У вас кризис начался, условно говоря, полтора года назад. А до этого где было ваше крепкое плечо? Ведь эти долги, которые вы могли за Хакасию закрыть, эти займы, они же брались на перспективу развития в том числе и вашей отрасли. А где большие инфраструктурные проекты, которыми можно гордиться? Их же тоже нет.
Давайте друг другу плечи подставлять. А то у нас дискуссия такая: у нас рентабельность на нуле, мы уже ничего не можем. Но всем миром нужно помогать. Да, давайте будем помогать. Но и вы тоже должны Хакасии помочь, не просто недра отсюда брать. Ведь ни один не произнес, что он готов в углехимию вложиться. Нет! Дискуссия идет: вот наше основное производство, нам только расширить вагонный парк, все налоги, которые мы должны, мы уже отдали и больше от нас ничего не нужно», – высказался Арехов.
При этом он еще ухитрился помянуть некие «торговые дома» и кипрские офшоры, в которых угледобытчики якобы прячут свою прибыль, и заявил, что бюджетные платежи для разрезов надо бы считать не по нормам Налогового кодекса России (!), а по некой «налоговой нагрузке с тонны угля».
Этот выдающийся образец демагогии в исполнении Сергея Арехова буквально взорвал представителей промышленности.
Я первый раз видел, как вышел из себя опытнейший и всегда спокойный Алексей Богданович Килин. А уж директор «Разреза Аршановский» Евгений Юрин от ярости еле удержался в рамках приличий. Отвечая Арехову, он явно с трудом подбирал парламентские выражения, но выражение лица у него при этом было матерное:
«Какая прибыль? Какие офшоры?!, – переспросил он звенящим от эмоций голосом. –Вам же только что объяснили, что прибыль сейчас ноль! И налог на прибыль – ноль!».
Далее Юрин медленно и внятно, чтобы даже министр Арехов понял, объяснил:
Никаких посреднических «торговых домов» у действующих в Хакасии угольных компаний нет. Есть Продавец и Покупатель. Оформление реализации осуществляется в республике. «Разрез Аршановский» зарегистрирован в республике, так же, как и все остальные угледобывающие предприятия. И никаких офшоров.
Расчет «налоговой нагрузки с тонны угля», на который ссылался в своей речи Арехов, в корне неверен. На самом деле этот налог называется НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и он четко отслеживается фискальными органами, как и все остальные налоги, причем именно по месту регистрации предприятий – то есть в Хакасии. При этом при расчете налога учитывается множество факторов, но сегодня это неважно, поскольку, прибыли сейчас просто нет.
В свою очередь Алексей Килин, отвечая на упрек Арехова в том, что угольщики «не подставляли плечо» правительству напомнил, что «СУЭК Хакасия» и его коллеги кроме обязательных налоговых платежей много лет были спонсорами множества социальных программ в республике. И даже сейчас, в трудное для угольщиков время, СУЭК, по просьбе властей, полностью оплатил проведение недавно прошедшего в Абакане Международного фестиваля «Чир Чайаан».
Евгений Юрин к этому добавил, что Аршановский потратил на социальную помощь муниципалитетам и республике порядка 100 млн рублей.
А присутствовавшая в зале глава Алтайского района Татьяна Раменская заявила, что только благодаря спонсорской помощи разрезов Аршановский и Майрыхский, в районе сейчас достраиваются и до конца года будут сданы два детских сада с ясельными группами.
Но выступление Арехова так завело угольщиков, что они высказали и то, о чем, возможно, и не собирались говорить изначально.
Директор «Разреза Аршановский» катком прошелся по другому хакасского министру – руководителю Минтранса Ивану Тиронову, который публично объявил, что правительство намерено ввести запрет на перевозку угля по дорогам республики, поскольку угольщики якобы нанесли ущерб дорогам между Белым Яром – Аршановом – Беей и Аскизом на сумму в 3,3 млрд рублей.
Комментарий Евгения Юрина об этом высказывании был весьма эмоциональным. Он указал, что балансовая стоимость всего дорожного фона республики составляет лишь 200 млн рублей. Поэтому он не понимает, откуда министр может брать данные об ущербе в три с лишним миллиарда. На основании каких расчетов появились такие суммы?
В свою очередь Алексей Килин к этому добавил, добавил, что Тиронов сильно путается в данных. Министр заявил, что за 2018 год по указанным им автодорогам было перевезено 4 млн тонн угля, а на самом деле, уточнил Келин, такой объем топлива был вывезен с разрезов в Бейском и Алтайском районе всеми видами транспорта, и большая часть пришлась на железную дорогу.
Эти утверждения угольщиков ни у кого из аудитории не вызвали сомнений. Может, потому что большая часть присутствующих прямо в этот день проехала по тем самым дорогам между Белым Яром, Аршаново, Аскизом и своими глазами видела, что трассы находятся в нормальном состоянии. Тогда как, по версии Тиронова, они должны быть не просто разрушены, но полностью уничтожены 20 раз подряд.
Директор «Разреза Аршановский» Евгений Юрин констатировал, что подобные необъективные и несправедливые заявления из уст министров срывают возможность конструктивного и полезного диалога между властями и бизнесом.
Под горячую руку производственников попал и Юрий Курлаев, когда попытался спасти репутацию своих незадачливых коллег по кабмину. Зам.губернатора заявил, что угольщики тоже не всегда бывают правы, и привел в пример их намерение строить три новых железнодорожных моста через реку Абакан для перевозки топлива. Мостов три, поскольку каждая из компаний хочет иметь путь для вывоза угля со своего разреза.
Юрий Курлаев заявил: «Зачем вам три моста? Постройте один на всех». Вот так просто – без аргументов в защиту своего варианта. Это при том, что угледобытчики уже оплатили подготовку проектов.
Про мосты Юрию Курлаеву ответил гендиректор «СУЭК Хакасия» Алексей Килин: «А чем плохи три моста вместо одного? Тем более, что они будут находится друг от друга на расстоянии от 6 до 20 километров». «Я бы еще и четвертый мост построил, автомобильный», – отметил Килин.
А далее он выразил недоумение тем, что в этом вопросе правительство, по сути, отказывается от получения дополнительных денег в бюджет.
Если мостов будет три, то и налог на имущество с них пойдет в тройном размере. А земли, которые угольщики просят выделить им для подъездов к мостам, тоже перейдут в разряд промышленных, и налог с них будет в шесть раз выше, чем теперь, когда они числятся в категории участков сельхозназначения. При этом на конкретно интересующих промышленников участках – на этих «сельхозземлях» – никто не пашет и не сеет.
«В чём проблема? Вы жалуетесь, что в бюджете средств не хватает, а сами отказываетесь от платежей за новые мосты?» – задал вопрос Алексей Килин.
После этого дискуссия завершилась и стороны вежливо высказали удовлетворение от общения и заявили желание продолжить подобные встречи в расширенном составе.
Юрий Курлаев также пообещал довести все, сказанное на круглом столе, до главы региона Валентина Коновалова. «В установленном для этого порядке», – уточнил Курлаев.
Однако ощущения оптимизма состоявшаяся встреча не оставила. Возможно потому, что на ней со стороны власти не хватало людей, имеющих полномочия и компетенции, а еще важнее – желание – действительно принимать какие-то решения и визировать конкретные действия.
Но увы, из чиновников приехали только Арехов и Курлаев. Других министров, как и главы региона, не было. Может потому, что в это же время в подвале замка подпольно проходил третий съезд РСДРП на курорте «Гладенькая» прилетевший в Хакасию зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин инструктировал подчиненных партийцев на предмет организации сентябрьских выборов и победы на них кандидатов-коммунистов.
Поэтому глава Хакасии Валентин Коновалов, руководитель губернаторской Администрации Богдан Павленко и прочие ключевые лица хакасской власти были именно на «Гладенькой». Если партия сказала: «Надо!», то пусть весь мир подождет.
К тому же, на «Гладенькой», кроме деловой части, была хороший тамада и конкурсы интересные, и насыщенная культурная программа с преферансом и гимназистками. Тяга к высокому искусству, видимо, перебила у молодого губернатора желание вникать в проблемы промышленности.