Во время войны ведущий вуз Хакасии жил, трудился и готовил кадры для региона

Дата публикации: 6 мая 2020 года в 10:48.
Категория: Общество.

Абаканский учительский институт – прародитель Хакасского госуниверситета был создан накануне войны, в 1939 году. Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.

В первый же день мобилизации 71 учащийся комсомолец и несоюзная молодёжь Абаканского учительского института подали заявления о добровольном зачислении их в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аёшин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и другие.

С мобилизацией части преподавателей увеличилась учебная нагрузка на оставшийся коллектив. Институту пришлось перестроить свою учебную работу в соответствии с требованиями военного времени, пересмотреть учебные планы, внести коррективы в жизнедеятельность преподавателей и студентов. 

В своих воспоминаниях о работе отделения математики и физики в период Великой Отечественной войны преподаватель В.В. Смирнов писал: «Условия жизни и работы, как студентов, так и преподавателей, в те военные годы были нелегкими. Жили впроголодь. Помимо учебных занятий выполнялись и многие другие, главным образом, физические работы, диктовавшиеся условиями военного времени. Это и различные виды сельхозработ, и разгрузка бревен в гавани, и разгрузка вагонов с углем, и др. Следует отметить высокую степень сознательности не только преподавательского состава, но и студентов, безоговорочно и даже с энтузиазмом выполнявших все необходимые работы, совмещая их с учебой. Никаких проблем, связанных с прогулами учебных занятий студентами, тогда совсем не возникало».

С 1 июля 1941 г. и в последующие военные годы студенты учительского института работали на строительстве Уйбатского оросительного канала. Некоторые из них перевыполняли нормы в три раза.

Несмотря на трудные военные годы, основным занятием студентов по-прежнему оставалась учеба. Руководство института стремилось создать более-менее благоприятные условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 9 часов утра до 11 часов вечера.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями.  Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка. 

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них шесть – с учеными степенями.

Преодолев трудности войны, вуз успешно решал проблему подготовки педагогических кадров. В период Великой Отечественной войны он сумел не только выжить, но и успешно осуществлял профессиональную деятельность.

Материал подготовлен пресс-службой ХГУ

Новости по теме