Угольщики Хакасии: Несмотря на обвал мировых цен, мы никого не уволили, а зарплаты увеличили

Дата публикации: 24 августа 2020 года в 12:07.
Категория: Экономика.

В Хакасии на базе отдыха «Сюгеш» прошел круглый стол о проблемах и перспективах угольной отрасли региона. Это уже второе подобное мероприятие в рамках традиционных ежегодных пресс-туров, которые Разрез Аршановский организует с 2015 года.

Официальное название темы круглого стола звучало так: «Есть ли перспективы у угольной отрасли Хакасии: социально-экономическое партнерство, налоги, инвестиции, использование земель, состояние экологии, взаимоотношения с местным населением».  

Аршановский

МЫ ПОЛНОСТЬЮ СОХРАНИЛИ КОЛЛЕКТИВ. НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ ОКАЗАЛСЯ НА УЛИЦЕ

Исполнительный директор «Аршановского разреза» Евгений Юрин рассказал о текущей ситуации на своем предприятии и в отрасли:

— Год прошел тяжелый. Сильно подкосила пандемия, но еще больше — состояние рынка. Цены на уголь упали на 48% за год. Сейчас он стоит 51 доллар за тонну. Но это в порту. То есть от этого надо отминусовать стоимость фрахта и тариф железной дороги за доставку к порту — а это все оплачиваем мы. Поэтому реально мы получаем от 200 до 500 рублей (или 3-7 долларов) за тонну.

Первой реакцией на падение цен была оптимизация затрат. Очень благодарен нашему дружному коллективу за понимание и поддержку. Несмотря на трудное время, мы полностью сохранили коллектив. Ни один человек не оказался на улице. Кого-то пришлось переучить, перепрофилировать, но все сохранили работу, —  подчеркнул директор Аршановского. Благодаря грамотно проведенной оптимизации производительность труда выросла на 25-30%. При этом средняя зарплата тоже выросла. Если в 2019 году в среднем наши сотрудники получали 68 тысяч рублей в месяц, то в этом году уже 75 тысяч рублей. За счет этого мы увеличили на 18% отчисления по НДФЛ. Также исправно платил НДПИ, земельный налог, арендную плату и так далее. Но прибыли практически нет, соответственно нет и налога на прибыль.

Чтобы компенсировать потерю прибыли из-за падения цены увеличиваем объем добычи. В 2019 году мы добыли 3,1 млн тонн угля, в 2020 выходим на 4 млн тонн. Мы построили пункт перегрузки на станции Хоных и железнодорожный мост, чтобы разгрузить дороги общего пользования от транспортировки угля. Будем и дальше развивать транспортную инфраструктуру. Идем вперед и только вперед, — заверил Евгений Юрин.

Он добавил, что Разрез Аршановский продолжает выполнять и свои социальные обязательства и благотворительные программы. Осталась в силе программа выделения бесплатного угля для жителей близких в предприятию сел. Только Аршановскому сельсовету мы ежегодно дарим по 2 тыс. тонн топлива. Также мы сохранили в этом году программу обеспечения бесплатным горячим питанием учеников двух сельских школ. 

Что ждать в будущем. По государственной программе развития угольной отрасли России уровень добычи угля в Хакасии будет наращиваться течение 15 лет. По пессимистическому варианту развития объем угледобычи вырастет от 25 млн тонн в 2020 году до 40-45 млн к 2035 году. По оптимистическому варианту: от 28 млн тонн в 2020-м до 60 млн в 2035-м. 

«Думаю, в реальности будет что-то среднее между оптимистичным и пессимистичным вариантами», — заключил Юрин.

Запасы все глубже, а цены все ниже

Генеральный директор «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин тоже констатировал большие трудности в работе. Причем для СУЭК ситуация даже сложнее, чем, чем у «молодых» предприятий, вроде Разрезов Аршановский, Майрыхский («Коулстар») и «Кирбинский» («Русский Уголь»), берущих уголь Восточно-Бейского месторождения с небольшой глубины.

Аршановский

— В 2019 году предприятия СУЭК в Хакасии добыли 13,88 млн тонн угля. Но запасы все глубже. К примеру, на Черногорском разрезе для добычи одной тонны топлива нужно переместить 8 тонн породы. Тогда как у новых предприятий в отрасли этот показатель в 2-3 раза меньше. То есть затраты все больше, а цены все меньше. Падение цен на топливо — 45% за год.

К примеру, в этом году были ситуации, когда за поставку угля через европейские порты давали по 4 доллара за тонну. А с учетом стоимости доставки до этих портов выходило,что мы еще и доплачиваем покупателю за наш уголь. Поэтому прибыли нет.

Алексей Килин отметил, «до конца года все же сработаем с небольшим плюсом». Для этого нужно увеличить валовую добычу и отгрузку. «Прошу свое руководство позволить нам добыть еще 2 млн тонн, чтобы получить хоть небольшую прибыль по итогам года».

«Мы никого не уволили, но набор новых сотрудников временно прекратили. Для компенсации потерь увеличиваем производительность труда, в том числе за счет внедрения новых технологий. Запустили в работу самосвалы-роботы. Сейчас у нас два таких работают, до конца года будет пять - шесть», — рассказал гендиректор «СУЭК-Хакасия».

— Работать сложно, но не смертельно, — резюмировал Алексей Килин. — НДФЛ, налог на имущество, НДПИ, аренду — все исправно платим.

ИРИНА ВОЙНОВА: «ОСНОВА НАШЕГО БЮДЖЕТА — ЭТО ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» 

Правительство республики на заседании представляла заместитель губернатора, министр финансов Ирина Войнова. Она заявила: 

Что бы там ни говорили, но основа нашего бюджета — это промышленное производство. Ни туризм, ни сельское хозяйство столько налоговых сборов не дадут. Бюджет республики держится на «трех китах» — энергетиках, угольщиках и алюминщиках. Причем именно с угольщиками у правительства самые тесные отношения. К примеру, СУЭК и его подразделение СГК еще и отапливает Абакан, Черногорск, Подсинее. 

В нормальное, не кризисное время угольщики дают бюджету республики порядка 4 млрд рублей в год. Для сравнения: все расходы на социалку у нас составляют порядка 2,5 млрд. «Угольные» налоги составляют 18% доходной части казны. Такими были поступления в 2018 году. Но тогда цена на уголь была около 100 долларов. Теперь вдвое меньше. Наши разрезы очень зависят от цен на мировом рынке. Около 70% добываемого в Хакасии топлива отгружается за рубеж.

В 2019 году из-за падения мировых цен налоговые поступления от угольной промышленности сократились в два раза — с 4 млрд до 2 млрд рублей. Мы все понимаем, что им тяжело. Что на складах скопилось уже более миллиона тонн добытого угля. 

В Европе цены вообще рухнули, Восточная Азия по прежнему уголь берет и платит за него, но отправлять туда топливо трудно. Железная дорога не вывозит — пропускная способность слишком мала, чтобы вывезти уже добытую продукцию. В том числе потому, что в том же восточном направлении грузит еще соседний Кузбасс, а там добыча 270 млн тонн — в 10 раз больше, чем в Хакасии, — отметила Ирина Войнова.

«При этом в том же Кузбассе на предприятиях угольной промышленности прошли массовые сокращения. А вот в Хакасии угольщики не сократили ни одного человека. Также наши угольщики не потребовали у нас возврата ни копейки из ранее уплаченных авансом налогов — хотя имели на это законное право. Огромное им за это спасибо!», — подчеркнула министр финансов.

«Средняя зарплата на угледобывающих предприятиях — 65 тыс. рублей. В нашей республике на разрезах работает более шести тысяч человек, у всех семьи. Три района республики — Алтайский, Бейский и Усть-Абаканский живут за счет угольщиков, и живут неплохо, в сравнении с сельскими муниципалитетами», — рассказала Войнова. 

Что до ставшей модной экологии, то воздействие на нее оказывает любое производство. Но далеко не все готовы вкладываться финансово, чтобы уменьшить такое воздействие, резюмировала зам.губернатора. 

ЛЕТОМ ВСЕ РАЗРЕЗЫ РАБОТАЮТ ТАК ЖЕ, КАК ЗИМОЙ, А ВОЗДУХ В ГОРОДАХ ЧИСТЫЙ

В продолжение экологической темы, директор Аршановского разреза развеял один из гуляющих по соцсетям фейков. Журналисты спросили у него: «Как вы собираетесь компенсировать жителям приближение ваших разработок к границам сел?»

Евгений Юрин в ответ отрезал:

— Мы ни на метр не приблизились к населенным пунктам, выработка идет вдаль от поселений. Общая площадь зоны угледобычи тоже не увеличилась. Всего в пользовании Разреза Аршановский находится 1902 гектара. Но из них львиная доля — 1807 га — используется нашим подсобным животноводческим хозяйством для выпаса, тогда как непосредственно под угледобычу задействовано всего 95 гектаров. 

Кстати, до начала круглого стола на базе «Сюгеш» журналистов свозили на то самое подсобное хозяйство «Аршановского», где уже несколько лет разводят высокопородных овец. Представителей СМИ угостили пловом и шурпой из баранины, выращенной в этом хозяйстве разреза. 

Это подсобное хозяйство само по себе является показательным фактом не только совмещения промышленного производства с аграрной деятельностью, но и восстановлением советского опыта создания подсобных хозяйств. По соседству с действующим разрезом сейчас не только производится мясная продукция высшего качества, но и уже идёт отработка программы реализации шерсти.

Немаловажно и то, что сам факт успешной работы подсобного хозяйства Аршановского разреза разоблачает дикие вымыслы псевдоэкологов про «черное» мясо и молоко у скота, пасущегося близ разрезов. Баранина с Аршановского, которую каждый может попробовать — самое убедительное опровержение подобных фейков.

В свою очередь гендиректор «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин, комментируя экологическую тему, заявил:

— Прошу обратить ваше внимание на то, что все разрезы Хакасии сейчас работают, точно также, как зимой. А воздух в городах чистый. Так что не угольщики виноваты в зимнем смоге.

 

Новости по теме