Незаконный бюджет Хакасии решили менять незаконными методами

Дата публикации: 3 августа 2021 года в 10:28.
Категория: Политика.

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Власти Хакасии в среду, 4 августа созывают республиканский парламент на экстренную сессию, чтобы принять новый закон о бюджете на 2021 год, вместо отмененного судом. Но авральный порядок утверждения нового бюджета — сам по себе незаконен. Что сразу ставит под вопрос правовой статус документа. Его содержание тоже пока неизвестно. В том числе депутатам, которые должны его утвердить.

Напомним, в пятницу, 30 июля Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске подтвердил решение Верховного суда Хакасии о том, что Бюджет республики на 2021 год является незаконным и потому недействующим. 

С этого момента и до принятия нового закона «О республиканском бюджете на 2021 год» все государственные платежи в республике приостанавливаются. Правительство Хакасии попросило о созыве экстренной сессии парламента для рассмотрения проекта нового бюджета.

Напомним, Верховный Совет Хакасии принял бюджет республики на 2021 год, утвердив его доходную часть в размере - 37,968 млрд рублей, а расходную — в 42,548 млрд руб. Дефицит составил 4,6 млрд рублей, или 19% от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. Тогда как по Бюджетному кодексу РФ он не может превышать 15%.

Кроме того в бюджете Хакасии был превышен разрешенный федеральным законодательством размер госдолга, а также вписаны заведомо завышенные и неисполнимые объемы поступлений от налога на прибыль.

Сразу после утверждения бюджета прокуратура Хакасии внесла в парламент протест с указанием на грубые нарушения законодательства РФ в документе, а когда власти республики протест проигнорировали, надзорники подали судебный иск о признании закона недействительным. Верховный суд Хакасии удовлетворил иск и отменил республиканский закон о бюджете. Правительство республики попыталось обжаловать это решение, но в апелляционной инстанции тоже проиграло.

ПОКА НЕ ПНУТ - НЕ ПОЛЕТИТ

Отметим, что отмена бюджета в апелляции была абсолютно предсказуема. Шансов на то, что бюджет не отменят не было от слова совсем. Так же заранее была известна дата оглашения вердикта апелляционной инстанции. 

Тем не менее для губернатора Коновалова и его команды решение об отмене действия бюджета и немедленные последствия в виде блокировки всех платежей из казны стали неожиданностью. И начались привычные для этой компании отчаянные и хаотичные метания, как у курицы с отрубленной башкой. 

Орготдел Верховного Совета в выходные дни аврально обзванивал депутатов, с целью выяснить возможную явку на экстренную сессию 4 августа, где нужно срочно принять новый бюджет.

ПОЖАР РЕШИЛИ ЗАЛИТЬ БЕНЗИНОМ

Но возникает резонный вопрос - в процессе формирования и принятия бюджета существуют обязательные, установленные законом процедуры – получение всех экспертных заключений, рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий и непременное принятие в двух раздельных чтениях. 

При несоблюдении этих условий принятый документ вновь может быть признан незаконным! 

Как намерены решать этот казус правительство и Верховный Совете? Узнаем уже совсем скоро. 

В тоже время, часть региональных законодателей уверены, что их «в очередной раз вводят в блуд». Об этом заявил депутат Верховного Совета Роман Абрафиков. Комментируя изданию «Хакасия Информ» скандальную историю с отменой бюджета, он высказал сомнения в качестве нового документа, который будет представлен на утверждение депутатского корпуса 4 августа. 

О СОЗЫВЕ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ СЕССИИ:

- В среду планируется внеочередная сессия, якобы для того, чтобы оперативно исполнить решения суда и по новой, или повторно принять закон о бюджете. Я ознакомился с документом. Очень много позиций вызывающих сомнения. В процессе формирования и принятия бюджета существуют обязательные, установленные законом процедуры – получение всех экспертных заключений, рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий, принятие в раздельных чтениях. Каким образом их можно совместить в одном заседании? Для меня, честно говоря большая загадка. Мы еще в декабре говорили о проблемах бюджета, что это бутафория с участием главы бюджетного комитета. Мы как депутаты, хотим исправить ситуацию, не отрицая, что за закон о бюджете голосовал депутатский корпус.

Но сегодня вся ситуация похожа на защиту спикера парламента. Он пытается в очередной раз ввести в блуд весь Верховный Совет, призвать его «лечь костьми» на защиту социально незащищенных слоев населения, немедленно и хором проголосовать за то, что лежит на столе, не разбираясь что там напечатано.  Мне кажется, что сессия собирается для того, чтобы прикрыть кое-какое место тех, кто принимал решение по этому бюджету. Каким образом? Общее голосование. Есть решение Верховного Совета – принимайте его как должное.

ОБ ОТВЕтСТВЕННОСТИ:

- Те, кто протаскивал бюджет в декабре прошлого года через Верховный Совет прекрасно понимали, что коллегиальное голосование номинально освобождает от ответственности конкретные персоналии. Внеочередная сессия не что иное как попытка сделать то же самое - поставить под удар репутацию Верховного Совета. Всех 50-и депутатов.

Виновником сложившейся ситуации губернатор один быть не может, как и минфин. Создается впечатление, что спикера просят решить вопрос и он, оказывая давление на «платных» депутатов которые «на авось, на проскочить» его поддерживают. Тема ушла на этот год, результат мы видим – закон признан судом недействующим.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

- Я не квалифицированный финансист, но у меня вопрос «а куда деть бюджет, который уже потрачен?». Мы же полгода ели, пили, зарплаты выдавали … Это по факту все было незаконно. Значит должны быть ответственные лица!  Я считаю, что это руководитель бюджетного комитета Олег Иванов, который вообще некомпетентен и не справился со своей работой. Вы же помните, как он заявлял про «умносвёрстанный и сбалансированный» бюджет. Ну и думаю, что если бы спикер не проявил рьяность в агитации за этот бюджет, мы приняли бы его более реальным и его не признали бы недействующим. Могли убрать некоторые статьи. Убрать те самые премиальные которые были выписаны самим себе. Речь опять же идет о спикере. Он же не забыл про себя! Он забыл про бюджет республики.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Выход здесь очень сложный. Необходима помощь федерального центра, но не в стиле «дайте нам пять миллиардов, мы закроем все свои вопросы». Нужны федеральные эксперты, квалифицированные спецы, готовые приехать и научить чиновников как выходить из этой ситуации. Это, во-первых. Во-вторых, они заставили бы наше правительство и аппарат зарабатывать эти средства, а не попрошайничать у федерального центра. Хакасия не единственный регион где есть проблемы, но только у нас действующая политика властей довела субъект до отмены главного финансового документа. Это должен быть абсолютно новый документ, новый закон. Не с новой вывеской, а по сути и по содержанию. Иначе его снова оспорит прокуратура и это уже будет считаться неисполнением решения суда, а значит возникнет вопрос компетенции тех, кто причастен к этому процессу.

Новости по теме