Фельдшеры Хакасии приняли боевое крещение в 1941 году под Москвой

Дата публикации: 13 февраля 2024 года в 11:35.
Категория: Общество.

Зоя Георгиевна Ерохина-Исмаилова. Фото предоставлено пресс-службой ХГУ им. Н.Ф. КатановаЗоя Георгиевна Ерохина-Исмаилова. Фото предоставлено пресс-службой ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Медицинский колледж Хакасского госуниверситета начал свою историю как Абаканская фельдшерско-акушерская школа (ФАШ) в 1934 году. А в 1939 году состоялся первый выпуск из тридцати трёх фельдшеров. Среди них была Зоя Георгиевна Ерохина-Исмаилова.

Вспоминая свою фронтовую судьбу, она отмечала, что в июне 1941 года в Абакане был сформирован полевой передвижной госпиталь (ППГ) №661 из медработников города и области. Зоя Георгиевна рассказывает:

 

– Начальником госпиталя был назначен хирург Михайлов. А фельдшера были почти все выпускниками Абаканской фельдшерско-акушерской школы: Галя Штыгашева, Фрося Тёркина, Вера Гукова, Лена Иванова, из Таштыпа Тася Дедова, Нина Прокудина, Марта Горбатых, из Абакана Аня Топоева, из Аскиза Тая Попова. Коллектив был как одна семья, нам было по 18-20 лет. «Боевое крещение» мы приняли под Москвой. В лесу недалеко от деревни Бородино. Мы развернули свой ППГ и стали принимать раненых с Елтинского направления. Это были трудные дни, но ещё труднее пришлось нам на станции Колоч, в октябре 1941 года, когда враг рвался к Москве. Раненые к нам поступали прямо с поля боя. Хотя обычно они проходят до нас пункт первой медпомощи (ППМ)  и медсанбат. Хирурги не отходили от операционного стола сутками – оперировали, перевязывали, гипсовали. Но страдали мы больше не от усталости, а от горечи отступления наших войск. А 5 декабря 1941 года началось наступление наших войск под Москвой.  

Враг был отброшен. В феврале 1942 года мы вошли в освобождённый от немцев город Калинин. Город разрушен, в корпусах госпиталя ни одного уцелевшего стекла, бездействовали водопровод и канализация. Очень трудно было превратить эти промерзшие и частично уцелевшие коробки в палаты для раненых. Но к этому времени у нас появился опыт быстро приспосабливаться в самых, казалось бы, невероятных условиях.

Фото пресс-службы ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Трудную весну 1942 года мы встретили на Смоленщине. Наши войска вели здесь оборонительные бои. ППГ расположился в деревне Гряда. Раненых поступало много, а эвакуировать их в тыл мы не могли из-за весенней распутицы. Поэтому заняли ранеными несколько деревень по берегу озера Щучье – Коровино, Буханово, Мурзино. У нас было больше тысячи раненых, в то время как госпиталь был рассчитан на двести человек.

6 ноября 1942 года мы развернулись к приёму раненых в деревню Дмитрово. Оборудовали в большом деревянном доме операционную, палатами стали деревянные домики. Раненые ещё не поступили, и мы готовились встречать праздник. Вдруг налетели фашистские стервятники, посыпались бомбы. Прямым попаданием бомб были разбиты наша операционная, столовая, гараж, склады, клуб. Смертельно были ранены Фрося Теркина, Николай Семенович Семагин. Тяжело – Лена Иванова, её и других наших раненых отправили в тыл, а погибших захоронили на опушке соснового бора в деревне Дмитрово.

По дорогам войны Зоя Ерохина прошла Румынию, Венгрию, а победный май 1945 года встретил её в Чехословакии, близ Братиславы.

Добавим, в предвоенные годы ФАШ Абакана окончили около 200 человек. Многие из них прошли огненные дороги войны.

Материал подготовлен пресс-службой ХГУ им. Н.Ф. Катанова  

Новости по теме