Правда о штрафных ротах

Дата публикации: 15 марта 2013 года в 15:39.
Категория: Общество.

Одной из запретных тем в Советском союзе была тема штрафных рот и батальонов. До сих пор она вызывает активный интерес, в том числе у деятелей искусства.

Однако, основой для литературных произведений и кино под воздействием которых и формируются «исторические знания» обывателя, часто служат не реальные документы или воспоминания очевидцев, а слухи и мифы, которые не только не имеют подтверждения, но часто прямо противоречат материалам архивов и рассказам непосредственных участников событий.

Вообще, практически, все, что связано с историей создания штрафных батальонов и рот и их участием в боевых действиях, обросло массой легенд и даже прямых инсинуаций. При этом западные историки и их подпевалы на территории бывшего СССР, начисто «забывают», что первые штрафные подразделения появились не у нас, а у вермахта, причем, намного раньше.

Но, что же представляли собой немецкие штрафные подразделения? Дисциплинарные батальоны появились в немецкой армии еще до начала Второй мировой войны. В 1939 году их насчитывалось восемь. В них содержались военнослужащие, совершившие различные правонарушения. Использовали их, главным образом, как военно-строительные и саперные части. После победоносной польской кампании дисциплинарные батальоны расформировали, посчитав, видимо, что в вермахте больше никогда не будет трусов, разгильдяев и преступников.

Но начавшаяся война с СССР показала: боевой дух многих солдат и офицеров следует подкреплять не только поощрениями и наградами. Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года переросло в общее наступление Красной Армии. Группа армий «Центр» оказалась в какое-то время на краю пропасти. На некоторых участках германские части в панике отступили, бросив на произвол судьбы сотни автомашин, артиллерию, танки. Гитлер был в бешенстве. В результате последовал приказ фюрера от 16 декабря 1941 года, запрещавший сдавать позиции без соответствующего разрешения сверху. Солдат, дезертировавших с линии фронта, расстреливали на месте.

Наведя элементарный порядок на позициях, гитлеровское руководство создало на Восточном фронте 100 штрафных рот. Или, как их официально именовали, частей испытательного срока. Сроки там давали от полугода до пяти лет. Их осужденные должны были отбывать «от звонка до звонка». Ни ранение, ни геройское поведение на передовой срок не сокращали. То есть, немецкий солдат не мог искупить свою вину кровью, в отличие от советских «штрафников». Из госпиталя раненый снова возвращался свой штрафбат. Причем, никаких орденов и медалей немецким «штрафникам» не давали.

Численность этих подразделений на Восточном фронте была строго определенной — 16500 человек, что соответствовало штату пехотной дивизии. 100 штрафных рот равномерно распределили по всему советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости: существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские и солдатские. Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. Понятно, что эти части посылали в самое пекло, без прикрытия артиллерии, танков и авиации.

Свои штрафные подразделения имелись и в войсках СС. Самым известным из них стал батальон Дирлевангера, «прославившийся» зверствами над мирным населением. Сам Дирлевангер в юности отсидел срок за изнасилование, и окружение подобрал себе соответствующее.

Подавляющая часть немецких «штрафников» была на Восточном фронте. Но в октябре 1942 года и во Франции появилась 999‑я бригада, представлявшая собой штрафное соединение. Любопытно, что ее сформировали из коммунистов, социал-демократов, уголовников и гомосексуалистов, находившихся в концлагерях.

По официальным данным, через систему немецких штрафных батальонов во время Второй мировой войны, прошли 198 тысяч человек.

Наши штрафбаты были совсем другими 

Штрафные роты и батальоны были созданы в Красной Армии в соответствии со знаменитым приказом наркома обороны СССР И.В.Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, в котором, в частности, предписывалось:

«1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтов:

в) сформировать в пределах фронта от одного до трёх (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

2. Военным советам армий и, прежде всего, командующим армиями:

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

Штрафники, даже после незначительного ранения и независимо от времени пребывания в штрафном подразделении, представлялись к досрочному освобождению с восстановлением в прежнем звании и правах и возвращались на такую же должность, которой занимали до штрафного батальона. При этом  военнослужащим возвращались ордена и медали. Также была возможность получить награду и в самом штрафном подразделении подвиг. Все погибшие штрафники автоматически восстанавливались в звании, а их родным назначалась пенсия «на общих основаниях со всеми семьями командиров». Это не относилось только к самострельщикам, которых легко вычисляли врачи: самострел определялся по точечным ожогам от крупинок пороха вокруг входного отверстия раны.

Штрафные и штурмовые батальоны и роты придавались дивизиям и направлялись на участки, где намечалась разведка боем или прорыв. Штрафные подразделения подчинялись непосредственно командиру дивизии, но  только в оперативном отношении. Отделы штаба дивизии, кроме оперативного - в том числе особый - к штрафным подразделениям отношения не имели. Из этого следует, что вопреки образу, распространившемуся в современных фильмах, не о каком дефиците боевого, вещевого и продоволдьственного снабжения штрафников и речи не было. Более того: зачастую штрафные подразделения были обеспечены всем необходимым даже лучше строевых частей, так как имели собственные хозяйственные службы и получали продукты, обмундирование и даже водку напрямую с армейских складов, минуя дивизионное и полковые звенья.

Невзирая на рост числа объяетивных публикаций, посвященных штрафникам Великой Отечественной, в обществе до сих пор сохраняется ошибочное мнение, будто в штрафных батальонах воевали политические и уголовные заключённые. На самом деле, уголовники никогда не направлялись для отбытия наказания в офицерские штрафные батальоны - только в штрафные роты, где воевали рядовые и сержанты. Конечно, в них могли попасть и бывшие офицеры, но только если ранее они были разжалованы до рядовых решением военного трибунала. Срок пребывания и принцип освобождения из штрафных рот был точно таким же, как и из штрафбатов, только решения принимались военсоветами армий.

Офицеры, вышедшие из окружения, бежавшие или освобожденные из плена наступающими частями Красной Армии никогда не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные батальоны - исключительно в штурмовые батальоны с жестким сроком пребывания там в шесть месяцев для всех. Но до этого они проходили через «фильтр» НКВД, где должны были доказать, что не переходили  добровольно на сторону врага. Тех, кому это не удавалось - отправляли в тюрьмы и лагеря, а иногда и расстреливали. Политические же заключенные вообще никогда не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные или штурмовые батальоны. Хотя многие из них, будучи патриотами, рвались на фронт защищать Родину.

В силу специфики формирования личного состава штрафных рот, «контакт» этого особого контингента с гражданским населением мог иметь непредсказуемые последствия. Поэтому, штрафные роты вне фронтовой зоны располагались только за пределами населенных пунктов - в поле, в траншеях и землянках.

Командирами штрафных подразделений и частей никогда не назначались штрафники. Командир штурмового батальона, как правило, имел звание подполковника, а командиры пяти его рот: трех стрелковых, минометной и пулеметной - всегда кадровые офицеры. Из офицеров-штрафников могли назначаться только командиры взводов.

Начиная с 28 июля 1942 г. и до окончания войны в Красной Армии всего было создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Среднемесячное количество штрафбатов в указанный период времени колебалось от 8 до 11, среднемесячное количество штрафников в них — 225 человек. Среднемесячное количество штрафных рот в указанный период времени — 243, а среднемесячное количество штрафников в них — 102 человека.

Среднемесячная численность штрафников во всех штрафных частях действующей армии в указанный период времени — 27326 человек, что при среднемесячной численности действующей армии в 6,55 млн человек составляло всего 0,42% от всего личного состава.

Учитывая предназначение штрафных частей и выполнявшиеся ими задачи, количество потерь в них было от 3 до 6 раз больше уровня потерь личного состава обычных подразделений в наступательных операциях.

За период с 28 июля 1942 г. и до окончания войны в штрафные части было направлено в общей сложности 427910 человек, то есть 1,24% от общего количества лиц воевавших в годы Великой Отечественной войны. На войне везде убивают, не только в штрафбате, поэтому говорить о каком-то особом вкладе штрафников в Победу не логично. Ведь страну и половину Европы освободили, а также взяли Берлин подразделения действующей армии.

А.Н. Блинов, историк

Новости по теме