Кто из кандидатов в губернаторы Хакасии выгоднее для ее бюджета

Дата публикации: 10 июля 2018 года в 08:40.
Категория: Политика.

В бюджет Хакасии поступил второй транш в 3 млрд 150 млн рублей из подоходного налога собственника разреза Майрыхский Эдуарда Худайнатова. Общая сумма его платежей в консолидированный бюджет Хакасии в нынешнем году составила 5,15 млрд. рублей, из которых около 770 млн рублей ушли в казну Абакана.

О финансовой ситуации в регионе, о доходах и расходах бюджета в нынешнем и будущем году рассказал на своей странице в Facebook заместитель министра экономики Хакасии Евгений Мамаев.

Подоходный налог господина Худайнатова дал весьма солидную прибавку для бюджета республики. Хотя она и не решит всех проблем, но все же позволит исполнить бюджет на гораздо более оптимистичном уровне, чем в предыдущем году. Однако встает вполне ожидаемый вопрос - а что будет в следующем году? Тем более, что в сентябре предстоят выборы Главы Хакасии.

У нас девять кандидатов на этот пост. И с учетом того, что действующий губернатор попросил депутатов-единороссов дать возможность пройти муниципальный фильтр претендентам от других партий, то вполне вероятно, что в бюллетене для голосования мы увидим всех девятерых кандидатов.

Лично для меня весьма малую роль играют голые лозунги, а больше важна возможность кандидата в случае победы удержать в управляемом состоянии ситуацию с бюджетом и обеспечить развитие экономики.

И если действующий губернатор высказал вполне конкретное обещание привлечь в Хакасию и в следующем году крупный платеж по НДФЛ в еще даже большем размере, чем поступивший в этом году (насколько знаю, речь может идти о сумме до 8 млрд), то остальные кандидаты в основном предлагают только различные дополнительные блага для избирателей за счет бюджета. Однако не объясняя при этом, откуда должны взяться средства на выполнение всех этих обещаний. Да и проблему с текущим исполнением бюджета в случае их избрания как-то тоже особо не затрагивают.

На практике же произойдет примерно следующее - победителю выборов нужно будет договориться с федеральными властями либо с каким-то крупным налогоплательщиком о крупном взносе в республиканский бюджет. И делать это придется, полагаясь на свой личный политический вес и связи, либо на весомую поддержку выдвинувшей его партии. При этом вряд ли стоит надеяться, что «Единая Россия» будет оказывать такую поддержку представителю другой партии. Вставлять палки в колеса, конечно, не будут, но отойдут в сторонку, предоставив возможность решать проблему своими силами.

Кроме того, чтобы обеспечить эффективную работу на республиканском уровне, новому главе нужен будет лояльный парламент, т.е. выдвинувшая его партия должна провести достаточное количество своих кандидатов в Верховный Совет, либо суметь сформировать весомую коалицию. И что-то никто из кандидатов в губернаторы (кроме действующего Главы) пока не озвучивает понимания необходимости решения указанных вопросов.

Ну и небольшой прогноз развития событий, если новый Глава не сможет решить вопрос с привлечением средств в бюджет.

Самой болезненной проблемой в этом варианте станет невыплата зарплат бюджетникам. А их у нас более 50 тысяч человек. Плюс члены семей. Также, со стороны федерального Минфина есть требование о снижении отношения суммы госдолга региона к собственным доходам: на 2019 - 120%, на начало 2020 года до 100%. Напомню, что в первом квартале 2018 года в Хакасии этот показатель был на уровне 137%. Чтобы выполнить требования Минфина России о снижении доли госдолга, региону нужно погашать свои задолженности в объемах по 2-3 млрд рублей в год. Если это условие не будет выполнено, то перестает действовать соглашение о рассрочке бюджетных кредитов на 7 лет и их нужно будет вернуть единовременно. Сейчас их сумма составляет 14,59 млрд.

И все это на фоне санкций в отношении РУСАЛа, которые давят на поступление от этой компании налога на прибыль и НДФЛ.

При этом в рамках большой политической игры «партии власти» в масштабах страны,в принципе, будет даже довольно выгодно получить прецедент, когда победивший на губернаторских выборах представитель другой партии «завалит» регион. Через год-другой президент снимет его, как на справившегося и поставит в качестве ВРИО уже «форматного»  кандидата, который будет обеспечен полной поддержкой «партии власти» на федеральном уровне. Эту ситуацию можно будет потом годами использовать в качестве «страшилки» по всей стране, демонстрируя избирателям, что бывает в случае победы кандидатов без федеральной поддержки.

В принципе, мы имели аналогичную ситуацию на муниципальном уровне, когда в селе Бородино победил кандидат от одной из крупных партий второго эшелона, но столкнувшись с реальными проблемами, сбежал со своего поста через неделю, несмотря на довольно солидный вес выдвинувшей его партии.

Нужен ли жителям Хакасии подобный эксперимент в масштабах всей республики - вопрос, ответ на который мы узнаем в сентябре. Очевидно, что в случае развития событий по негативному сценарию, вряд ли можно надеяться на поддержку и развитие бизнеса региона - из него будут выжимать все, что можно и что нельзя для латания дыр в бюджете.

Другой вариант балансировки бюджета - максимальное урезание социальных выплат (а их получателей в Хакасии около 200 тысяч человек), прекращение всех строек.

Как видим, тут варианты в стиле «оба хуже».

P. S. При всей критике, высказываемой сейчас в адрес «основного» кандидата, ему все же всегда удавалось решать проблемы с бюджетом. А заметное в последнее время изменение подхода к работе с экономикой и управлению регионом - большой дополнительный плюс.

Но каждый будет решать сам, как голосовать.

Новости по теме