Суд создал опасный прецедент, сохранив за крупнейшим в России добытчиком минтая квоту иностранного бизнесмена
Дата публикации: 4 марта 2019 года в 15:51.
Категория: Экономика.
В пятницу, 1 марта, Арбитраж Москвы утвердил мировое соглашение между Федеральной антимонопольной службой и АО «ДМП-РМ» — рыболовецкой компанией, раньше являвшейся частью базирующегося во Владивостоке холдинга «Дальморепродукт», а ныне входящей в Русскую рыбопромышленную компанию Глеба Франка.
Как сообщает РБК, факт заключения соглашения подтвердили представители ФАС и ДМП-РМ. Мирового соглашение означает, что ДМП-РМ сохранит за собой квоты на вылов 61 тыс. тонн минтая и 12 тыс. тонн сельди в год.
История вопроса такова. С весны 2017 года ДМП-РМ оспаривала в суде заключение ФАС, согласно которому компания находилась под контролем иностранного инвестора до получения прав на вылов рыбы. Антимонопольная служба ссылалась на то, что российское законодательство запрещает иностранцам контролировать свыше 50% рыбодобытчика без специального разрешения правительственной комиссии. За нарушение этих правил, провинившиеся компании принудительно лишаются квот, которые затем должны быть выставлены на аукцион.
Как выяснила ФАС, основным бенефициаром холдинга «Дальморепродукт», к которому до марта 2017 года относилась ДМП-РМ, был Дмитрий Дремлюга, имеющий двойное гражданство — России и Украины. Нарушителями, кроме ДМП-РМ, были признаны еще пять компаний, подконтрольных Дремлюге. В феврале нынешнего года Росрыболовство начало в принудительном порядке расторгать с ними договоры на закрепление квот на добычу рыбы.
Однако, имевшая наибольшие из всех компаний-нарушителей квоты на вылов минтая ДМП-РМ, выиграла судебный спор с ФАС в двух инстанциях. Но торжествовала она недолго - в сентябре 2018 года кассационный суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. Причина была в том, что с марта 2017 года основным владельцем ДМП-РМ стала «Русская рыбопромышленная компания», крупнейший в стране добытчик минтая. По собственным данным, в 2018 году она выловила около 240 тыс. тонн рыбы данного вида. Сейчас единственный владелец «Русской рыбопромышленной компании» — Глеб Франк, зять Геннадия Тимченко.
МИНТАЙ И КРАБ
«Русскую рыбопромышленную компанию» (РРПК) в 2011 году основали Глеб Франк и брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев, тогда она называлась «Русское море — добыча». Основным владельцем РРПК Франк стал в апреле 2018 года, после того как выкупил у Воробьева принадлежавшие тому 44,7% компании. Сейчас Франку принадлежат все 100% головного ООО РРПК.
За РРПК закреплены квоты на добычу более 320 тыс. тонн рыбы в год, из которых около 75% приходится на добычу минтая. С 2017 года компания также ведет на Дальнем Востоке добычу краба.
Осенью 2018 года стало известно, что президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о возврате к практике распределения квот на добычу краба через аукционы, тогда как сейчас за компаниями закреплены квоты по так называемому историческому принципу: полученные ранее квоты действуют пять лет и могут быть продлены еще на один срок. Автором инициативы перевести распределение крабовых квот на аукционы, участники рынка называли именно «Русскую рыбопромышленную компанию», которая лишь недавно вышла на крабовый рынок. В самой компании, впрочем, свою причастность к этой инициативе опровергали.
Представители рыбной отрасли резко критиковали возврат к крабовым аукционам, предупреждая, что это может повлечь дефолт многих действующих предприятий и другие негативные последствия. Но несмотря на критику, инициатива получила развитие: в августе 2018 года правительство России дало поручение выставлять на электронные аукционы 50% крабовых квот, которые сейчас закреплены за участниками рынка по историческому принципу.
РАЗОШЛИСЬ С МИРОМ
В феврале 2019 года стало известно, что ФАС и ДМП-РМ договорились о заключении мирового соглашения, согласно которому квоты украинского гражданина Дмитрий Дремлюги остаются за компанией. Представитель ФАС объяснил это решение тем, что на момент заключения соглашения иностранный инвестор уже не контролирует ДМП-РМ, а его мажоритарные акционеры — добросовестные выгодоприобретатели акций. Поэтому оснований для принудительного лишения компании ДМП-РМ квот на добычу водных биоресурсов нет.
В Русской рыбопромышленной компании мировое соглашение не прокомментировали, сославшись на то, что соответствующее решение суда еще не опубликовано.
В Росрыболовстве, которое участвовало в судебном разбирательстве в качестве третьего лица, от комментариев тоже отказались.
ОПАСНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Прецедент с мировым соглашением смогут использовать и другие компании, которые ранее также были признаны подконтрольными иностранцам, но использовали схему с так называемым добросовестным выгодоприобретателем, - считает президент «Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров» Герман Зверев: «Я надеюсь, что прокуратура обжалует судебное решение и попытка ФАС создать особые условия для Русской рыбопромышленной компании не увенчается успехом», — добавил он.
Ранее Зверев назвал действия ФАС проявлением двойных стандартов. Антимонопольная службавезде заявляет, что главным способом распределения квот должны быть аукционы, но при этом заключает мировое соглашение, «создавая особые условия для одного участника рынка и юридическую лазейку для иных компаний», - подчеркнул президент «Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров».