Коновалов объявил войну непокорным главам городов и районов Хакасии
Дата публикации: 8 октября 2019 года в 16:27.
Категория: Политика.
Валентин Коновалов. Кадр с официальной трансляции заседания правительства РХ
Напомним, на состоявшейся в сентябре сессии Верховного Совета депутаты прокатили предложенный кабмином законопроект о передаче муниципалам полномочий и полной ответственности за работу коммунальной отрасли.
Сейчас за работу котельных формально отвечают главы поселений. Но поскольку на уровне сельсоветов заведомо отсутствуют финансовые и административные ресурсы для обеспечения работы коммуналки, то фактически сфера ЖКХ находится под управлением и ответственностью кабмина Хакасии.
Передача полномочий от поселений на уровень выше — в районы, шаг в принципе разумный. Но только при условии, что вместе с полномочиями муниципальным образованиям будут переданы и соответствующие финансовые ресурсы в виде субсидий из региональной казны.
Однако Коновалов предлагал утвердить законопроект о смене «крайнего» за коммуналку прямо сейчас, в момент начала отопительного сезона. Тогда как финансирование этой новации предполагалось обеспечить потом. Когда-нибудь. Может быть.
Именно поэтому главы районов буквально взбунтовались и постарались отбиться от такого сомнительного счастья.
Глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев тогда заявил:
«Можно бесконечно перекидывать полномочия по ЖКХ с одного уровня местной власти на другой и обратно, но пока не решены вопросы финансирования, источников выпадающих доходов и ряд других, говорить о возвращении на районный уровень ответственности за ЖКХ не приходится. А если учесть, что на плечах районных властей сейчас 63 полномочия, из которых 12 — чисто государственные, то еще и коммуналка совсем подкосит власть на уровне районов. Министр (Новиков) заявил, что на следующий год правительство готово заложить 1,2 миллиарда рублей на ЖКХ, из которых около 800 миллионов пойдет на погашение долгов, в них же заложены и 300 миллионов рублей в качестве выпадающих доходов коммунального хозяйства. Но этих 300 миллионов не хватит даже одному Аскизскому району! Поэтому вопрос финансирования стоит остро, и только при наличии решения можно говорить о каких-то других решениях».
Руководители муниципалитетов сумели убедить в своей правоте большую часть депутатского корпуса. В итоге против законопроекта Коновалова проголосовала не только фракция «единороссов», но даже часть депутатов из родной губернатору фракции КПРФ.
Однако Коновалов решил взять реванш за поражение на сессии Верховного совета. И на состоявшемся во вторник, 8 октября, заседании правительства Хакасии он фактически озвучил план наказания непокорных ему глав районов.
Большая часть заседания кабмина была посвящена проблемам ЖКХ. И в ходе обсуждения этой темы Коновалов пообещал включить в бюджет на 2020 год средства на компенсацию так называемых «выпадающих» доходов, но тут же пригрозил, что эти компенсации получат не все предприятия, а лишь те, кто сумеет соответствовать набору определенных критериев, которые сформулирует кабмин.
Для тех, кто не в курсе, поясним. «Обоснованными» тарифами называются реальные затраты коммунальных предприятий на отопление и водоснабжение. И такие затраты больше (иногда в несколько раз), чем тариф по которому эти услуги оплачивают граждане. А разница между фактическими затратами и тарифом для потребителей называется «выпадающими доходами». По закону, эту разницу коммунальщикам должен компенсировать бюджет республики. Но это в том случае, если такие расходы в него заложены. К примеру, в бюджете Хакасии на 2019 год затрат на компенсацию «выпадающих» не запланировали вообще.
На будущий год их решили предусмотреть. Однако, как уже озвучил Коновалов — не для всех.
Подробности с состоявшегося 8 октября заседания республиканского кабмина представило издание «Пульс Хакасии».
Основным докладчиком там стал министр строительства и ЖКХ Сергей Новиков. В своем выступлении он повторил многое из того, что две недели назад говорил на сессии Верховного Совета, представляя тот самый отвергнутый депутатами законопроект.
Но на этот раз он добавил новых подробностей, а также завуалированные выпады в адрес властей муниципалитетов. А губернатор Коновалов дополнял речь министра своими репликами, в которых эти завуалированные выпады усугублял до прямых обвинений и скрытых угроз.
Разумеется, коммунальное хозяйство Хакасии — это не торт со взбитыми сливками. Если сказать, что в отрасли есть проблемы, то это будет утаить самую суть: все ЖКХ сейчас сплошная головная боль — от крайне скверного технического состояния большинства объектов до управленческого хаоса в отрасли.
И глава Минстроя и ЖКХ Сергей Новиков вполне профессионально и квалифицированно перечислил самые больные места. Однако даже в этом объективном в целом изложении были заметны явные акценты на состояние отдельных предприятий, находящихся — вот удивительно! — на территории именно тех районов, главы которых ранее открыто выступили против Серого дома.
Сергей Новиков по сути заявил, что система ЖКХ Хакасии не просто в кризисе, она практически существует вне контроля властей. Этот пробел сейчас пытается восполнить Минстрой в союзе с Госкомитетом по тарифному регулированию и энергетике. И если сетования министра на физический износ коммунальной инфраструктуры, который в республике составляет до 70%, были вполне традиционны, то остальные показатели были озвучены впервые.
Так, по словам главы Минстроя, собираемость платежей за коммунальные услуги в республике в среднем составляет чуть выше 90%. Но есть лидеры — Орджоникидзевский район с показателем в 101%, а есть аутсайдеры. Среди последних были названы Аскизский, Ширинский и Боградский район, где в отдельных поселениях уровень сбора платежей ниже 58%.
А Валентин Коновалов прокомментировал этот тезис репликой о том, что главы именно этих районов открыто выступили против предложенной его кабмином коммунальной реформы.
Далее Новиков озвучил еще пару шокирующих фактов:
1. Число коммунальных аварий в 2019 году выросло вдвое в сравнении с 2014 годом.
2. За последние шесть лет убытки предприятий ЖКХ увеличились в 12 (!) раз: с 26 млн рублей в 2011 году до до 331 млн в 2019-м. А суммарная коммунальная задолженность населения достигла 1,6 млрд рублей.
При этом, по словам руководителя Минстроя и ЖКХ, его ведомство проанализировало три системные проблемы ЖКХ — кадры, обеспечение предприятий топливом и расходы на электроэнергию. Оказалось, что практически на каждой из 64 действующих в Хакасии котельных не хватает специалистов повышенной квалификации, нет штатных расписания, а уровень заработных плат не соответствует действующему законодательству о МРОТ.
Уголь ресурсоснабжающие предприятия закупают у различных поставщиков, однако подавляющая часть этих поставщиков отнюдь не угледобывающие разрезы — а посредники. При этом отдельная проблема — стоимость доставки топлива до котельных. Новиков озвучил интересные подробности. Так, для котельной в селе Таштып доставка угля на расстояние в 180 км обходится по 1,95 рублей за километр пути за тонну груза. А вот для коммунального предприятия в райцентре Бея при расстоянии от угольного разреза в 70 км доставка стоит уже более 11 рублей за тонно/километр.
Обнаружили специалисты министерства и еще одну интересную деталь: с разрезов угля вывозится больше, чем его фактически поступает на котельные. Однако точный размер этой разницы установить затруднительно, поскольку на большинстве котельных просто отсутствует точный весовой контроль поступающего топлива.
Более того, на части предприятий ЖКХ отсутствуют и угольные склады. Топливо просто сваливают рядом с котельными и оно никем не охраняется. А уголь, который из таких куч растаскивают по домам местные жители, тоже идет в зачет, как использованный, и включается в «обоснованные тарифы».
А еще на многих сельских котельных нет приборов учета отпускаемого ими тепла. Количество отпущенных потребителям гигакалорий оценивают «на глазок».
На таком фоне уже сущей мелочью выглядит тот факт, что калорийность поступающего на котельные топлива оценивается лишь по сертификатам поставщиков, а реальную экспертизу его теплотворности никто не делает.
Аналогичная ситуация сложилась и с энергообеспечением коммунальных предприятий. По словам председателя госкомитета по тарифам Манука Данданяна, в этой сфере сейчас по сути вообще нет никакого надзора. Нет контроля за фактическим расходованием электроэнергии, полная неразбериха царит в системе формирования обоснованных и отпускных тарифов на электроэнергию для котельных. Коммунальщики не готовы защищать в тарифной комиссии свои расчеты экономически обоснованных расходов, а соответственно — и суммы выпадающих доходов. Больше того, половина из числа регулируемых организаций, вообще не являются на встречи со специалистами госкомитета, полагаясь на фактически принятые регулятором решения по энерготарифам и не пытаясь их как-то оспорить или дополнить своими данными и предложениями.
Есть, по словам Данданяна, и проблема с концессионными соглашениями в сфере ЖКХ. Поселения, которые раннее высказали пожелание «уйти в концессию», затягивают подготовку документов, готовят их некачественно, зачастую игнорируя требования законодательство о концессиях.
После докладов Новикова и Данданяна губернатор Коновалов озвучил свое резюме. Он заявил, что главам районов, независимо от их желания, придется создавать казенные предприятия ЖКХ, брать на баланс котельные поселений, набирать специалистов, организационно и финансово обеспечивать бесперебойную работу коммунальных предприятий у себя на территориях.
При этом глава республики поручил Сергею Новикову создать «ревизионную комиссию», которая будет работать «с выездом на места». А итог работы данной комиссии Коновалов сформулировал следующим образом:
«Мы на 2020 год предусматриваем заложить в бюджет компенсацию выпадающих доходов. Но они достанутся только тем, кто пройдет соответствующую проверку.»
Если после слов губернатора у кого-то сложилось впечатление, что это прямая и явная угроза в адрес глав Аскизского, Ширинского и Боградского районов Абрека Челтыгмашева, Сергея Зайцева и Сергея Клименко, то, наверное, это просто показалось.