А бит ли мальчик? В деле о «нападении» Сергея Зайцева на журналиста открылись неожиданные детали

Дата публикации: 29 декабря 2019 года в 07:57.
Категория: Общество.

Появились неожиданные подробности в резонансном уголовном деле о нападении главы Ширинского района Хакасии Сергея Зайцева на журналиста телепрограммы «Вести. Дежурная часть». На судебном процессе открылись факты, в корне меняющие акценты и делающие события не столь однозначными, как считалось раньше.

ПОКУШЕНИЕ НА СВОБОДУ СЛОВА ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМБИНАЦИЯ?

Случившаяся в мае этого года стычка Сергея Зайцева с корреспондентом программы «Вести. Дежурная часть» Иваном Литоминым наделала шума не только в Хакасии, но по всей стране. «Чиновник напал на журналиста, воспрепятствовал его профессиональной деятельности!»  статьи с подобными заголовками опубликовали не только таблоиды, но и серьёзные СМИ. Оно и понятно — госслужащий обвинялся не больше не меньше, как в покушении на свободу слова.

Казалось бы все ясно, история отвратительная, а Хакасия опять скандально «прославилась» на всю страну. Но кое-что уже тогда вызывало вопросы: очень уж своевременно глава Ширинского района попал в переплёт, аккурат к началу кампании регионального правительства по замене глав районных администраций на лояльных новому, «красному», губернатору.

В мае 2019 года в отношении главы Ширинского района было возбуждено уголовное дело — по обвинению в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, по ч.3 статьи 144 УК РФ. В июле дело передали в суд, затем начался сам процесс.

И в суде стали открываться принципиально важные детали, неизвестные до этого времени публике. Как сообщает агентство «Хакасия Информ», главной из них стала ПОЛНАЯ версия видеозаписи того, что происходило в кабинете Зайцева весной 2019 года. И эта версия значительно отличается от того, что показали по телевизору. Смотрите сами.

После просмотра этого видео, действия журналиста уже перестают казаться честной и профессиональной работой. Собственно, одно из направлений защиты Сергея Зайцева основывается на том, что Иван Литомин намеренно, с применением оскорблений и необоснованных обвинений, пытался вывести главу района из себя. Чтобы обосновать эти доводы, была заказана экспертиза полной версии разговора главы района и журналиста. И эксперт пришёл к выводу, что Зайцев с начала разговора неоднократно отказывался отвечать на провокационные вопросы Литомина и просил его выйти из кабинета. Сперва во вполне корректной, а затем и не очень, форме. 

«Однако Литомин И.А., видя возбужденное состояние Зайцева С.И., продолжал выдвигать против него ложные обвинения и задавать ему провокационные вопросы, доводя Зайцева С.Н., что называется, до белого каления. Последней каплей воды, окончательно выведшей Зайцева из себя, стало обвинение его в самолюбовании, высказанное Литоминым в кабинете Зайцева, в его присутствии, на фоне районных кубков победителей различных соревнований, памятных фотографий и православных икон. Это его высказывание в адрес главы администрации Ширинского района также не имело абсолютно никакого отношения к редакционному заданию Литомина И.А. и имело целью опорочить Зайцева С.Н. в глазах телезрителей», — написано в заключении эксперта.

А БИТ ЛИ МАЛЬЧИК?

Тем не менее, на показанной всей стране записи отчётливо видно, что в результате попыток Сергея Зайцева вытолкнуть журналиста из своего служебного кабинета, репортёр оказался на полу. Так что вопрос о том, был ли сам факт нападения, вроде бы не стоял: все верили своим глазам, а именно — сюжету, показанному по центральному телевидению. Но судебной системе для вынесения приговора эмпирических данных недостаточно. Поэтому видеофайл, снятый группой «Вести. Дежурная часть» в администрации Ширинского района, был передан на проверку экспертам, перед которыми, среди прочих, был поставлен вопрос о целостности самой записи, чтобы суд мог убедиться в отсутствии монтажа, или компиляции. И когда эксперт «разложил» видеоряд по кадрам, то нашёл в записи три разрыва. И один из них, по какому-то фатальному совпадению — оказался в самом «ответственном» месте — во время падения журналиста.

Цитируем заключение экспертизы:

«На видеозаписи кадры 17863 и 17864, находящиеся во временном промежутке с 12 мин 53 секунде по 12 мин. 54 секунд специалистом выявлен нехарактерный переход снимаемых сцен».

«Исходя из наличия данных артефактов можно сделать вывод, что представленный на исследования файл воспроизводит запись дискретно с вероятной возможностью остановки видеозаписи либо выреза части видеопотока. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что данный файл не является копией оригинальных файлов, а является сконвертированным и прошедшим определенную обработку (вырезание части видеопотока, вставка в видеопоток частей, растягивание видеопотока)».

ЭТИКА ПРОТИВ ЦЕХОВОЙ СОЛИДАРНОСТИ 

После выхода в эфир нашумевшего сюжета, Союз журналистов России официально осудил хакасского чиновника, квалифицировав его действия по соответствующей статье УК РФ, и, высказав уверенность, что «подобные действия подрывают доверие журналистов и всех граждан к представителям местных властей». Зайцева тогда осудили практически все, даже ОБСЕ.

При этом журналистское сообщество Хакасии тоже очень настойчиво просили высказаться по теме. И дать оценку этой истории, с точки зрения журналистики вообще, и её местных представителей — в частности. И вот эта оценка дана.

Мы уверены, что корреспондент «Телеканала Россия» Литомин И.А. не знаком с постулатами Глобальной хартии этики журналистов. Он нарушил сразу несколько её требований:

1. «Журналист должен сообщать только о тех фактах, о происхождении или источниках которых он достоверно знает».

2. «Журналист должен уважать частную жизнь. Он должен уважать достоинство упоминаемых в материалах лиц».

3. «Журналист обязан считать серьёзным профессиональным нарушением следующее: искажение фактов, клевета, оговоры, необоснованные обвинения».

Так грубо и скандально, как корреспондент «Телеканала Россия» Литомин И.А., профессионалы не работают.

Под этим заключением, представленным в суд, стоят подписи 11 главных редакторов СМИ Хакасии, членов Союза журналистов России.

Вот такой поворот. Конечно, только суд должен сделать окончательные выводы из заключений экспертов и дать итоговую оценку допустимых и недопустимых норм при общении чиновника с журналистом и наоборот. Но однозначного отношения к инциденту в Ширинском районе, теперь, наверное, не будет ни у кого.

ДОКУМЕНТЫ

Список документов, представленных в суд по «делу Зайцева»: оценка действий журналиста Ивана Литомина членами профессионального сообщества республики Хакасия, редакционная, полная видеозапись того, что происходило в кабинете главы Ширинского района Сергея Зайцева, экспертиза этой записи, и заключение лингвистической экспертизы по полной версии разговора участников судебного разбирательства.

 

Новости по теме