Эксперт из Хакасии оказалась в эпицентре федерального скандала по делу оправдания террора

Дата публикации: 5 октября 2020 года в 09:11.
Категория: Политика.

Ольга ЯкоцуцОльга Якоцуц

Судебный эксперт из Хакасии Ольга Якоцуц недавно оказалась в центре резонансного судебного процесса, прогремевшего на всю Россию. Ученый сделала заключение, сыгравшее ключевую роль при вынесении приговора за экстремизм и оправдание терроризма.

Специалист, к которому были вынуждены обратиться служители Фемиды, оказалась едва ли не единственным человеком в России, сумевшим объективно оценить статью и публичные заявления журналистки «Радио Свобода» (данное СМИ внесено минюстом России в реестр «иностранных агентов») из Пскова Светланы Прокопьевой.

Эта история началась 31 октября 2018 года. В 08:52 по местному времени в здание Архангельского Управления ФСБ вошёл 17-летний Михаил Жлобицкий. Учащийся местного политехнического техникума извлёк самодельную бомбу и привел ее в действие. В результате прогремевшего взрыва нападавший погиб сам, но кроме него серьезно пострадали трое сотрудников федеральной службы безопасности.
 
Теракт
Жлобицкий перед терактом
 
Внимание следствия привлекла предсмертная записка Жлобицкого. Намерение совершить взрыв он объяснил тем, что «ФСБ фабрикует дела и пытает людей».
 
Через неделю после этого террористического акта журналистка Светлана Прокопьева во время авторской передачи «Минутка просветления» на радио «Эхо Москвы в Пскове» оправдала действия Жлобицкого. Позже текст этого одиозного выступления в форме отдельной статьи был опубликован в Интернет под заголовком «Репрессии для государства».
 
Прокопьева
Светлана Прокопьева
 
По требованию Роскомнадзора запись радиоэфира и статья Прокопьевой были удалены, а следственные органы возбудили против журналистки уголовное дело по статье «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».
 
На суде прокуратура запросила в качестве наказания для журналистки шесть лет лишения свободы в колонии общего режима. Чтобы дать оценку сказанному и написанному Прокопьевой, было решено провести лингвистическую экспертизу.  Во время заседаний по резонансному делу суду были предоставлены несколько заключений, которые не только противоречили друг другу, но и не давали четкий ответ на вопрос: есть в действиях Прокопьевой состав преступления или нет? Чтобы его получить, служители Фемиды решили обратиться к самому квалифицированному в стране специалисту – Ольге Якоцуц из Хакасии.
 
- Это нормальная практика, потому что бывают такие случаи противоречивые, - рассказала эксперт на встрече с корреспондентом «АИС», - люди разные, эксперты разные, подготовка разная. Здесь еще несколько факторов. Первый территориальный. Второй фактор – я независимый эксперт. Я не видела какая практика в Москве, других городах России. И третий фактор – опыт. 
 
Ольга Леонидовна Якоцуц имеет три высших образования по специальностям: «Учитель русского языка и литературы», «Психология», «Психологическое консультирование», она обладатель ученой степени кандидата психологических наук, работает в соответствии с указанной квалификацией с 1999 года, прошла курсы повышения по дополнительной профессиональной программе «Судебно-лингвистическая экспертиза». Имеет несколько сертификатов соответствия судебного эксперта. Другими, словами, сомневаться в компетенции эксперта суду не пришлось.
 
Якоцуц
Ольга Якоцуц 
 
- Для меня этот материал был не сложный, ничего уникального в этом деле не было, - уточнила Ольга Якоцуц, вспоминая экспертизу по делу Прокопьевой, - Были гораздо запутаннее экспертизы, приходилось даже исследовать целые книги экстремистского содержания!
 
Заключение по результатам дополнительной комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы из Хакасии расставило все точки над «I»: Светлана Прокопьева, действительно, поддержала и оправдывала террориста.
 
В тексте журналистки были обнаружены признаки оправдания разного рода действий «связанные с устрашением» и «создающие опасность гибели людей». Установлено, что «статья Прокопьевой выставляет государство в неблаговидном свете, формирует враждебное отношение к правоохранителям и силовикам и может повлиять на рост протестных настроений, повышает уровень недовольства властью».
 
Суд признал журналистку виновной в экстремизме и назначил ей наказание в виде 500 тысяч рублей штрафа.
 
- Я всегда говорю так: свое мнение подобного плана вы можете высказывать дома на диване, друзьям. - отметила эксперт, - Когда это мнение попадает в интернет где его может услышать и увидеть масса людей – это уже вопрос. В данном случае с Прокопьевой был использован этот канал. У меня, например, совершенно нет мотивации использовать интернет. Я работаю со словарями и книгами. В сетях, в том числе социальных, не зарегистрирована. Я не хочу, чтобы мою личную жизнь просматривал и обсуждал кто-то другой. Я не стремлюсь к тому, чтобы мое мнение оценил кто-то другой, мне это не важно.
 
По словам Ольги Якоцуц она имеет большой опыт работы на грани психологии и психиатрии, причем не только в экспертных комиссиях и представительстве в судах в качестве психолога–эксперта по уголовным делам. Она работала с участниками войны в Афганистане и Чечне, с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
- Помимо экспертной деятельности, я еще и активный общественник. Кроме того, моя личностная и гражданская позиция позволили мне найти такое направление как Общероссийский Народный Фронт. Сейчас я член штаба ОНФ. Мое мнение: не нужно сотрясать воздух, не нужно сотрясать интернет. Вы делайте конкретные шаги: вступайте в политическую партию, работайте с государством, и вы тогда сможете реализовать свои потенциальные возможности.
 
Отметим, что адвокаты псковской журналистки Прокофьевой с вердиктом суда не согласилась и обжаловали приговор. А это значит, что участие Ольги Якоцуц в нашумевшем деле не окончено. Защита журналистки намерена обратиться в следственный комитет с жалобой на экспертов. 

Новости по теме