Шодиев доказал свою невиновность - дело «Kazakhgate» прекращено
Дата публикации: 17 декабря 2020 года в 23:57.
Категория: Экономика.
Фаттах Шодиев
На прошлой неделе бельгийский Кассационный суд официально прекратил дело о взяточничестве против Жан-Франсуа Годбилля, бывшего генерального прокурора Брюсселя, и Принцессы Леи, члена бельгийской королевской семьи. Годбилль и Принцесса Лея получили благотворительное пожертвование в размере 25 000 евро от адвоката Шодиева Кэтрин Дегул, которое было расценено как попытка подкупа бывшего прокурора Брюсселя. Годбилль, Принцесса Лея и Шодиев опровергли эти обвинения. Подтверждающие доказательства против них не найдены.
Решение о прекращении дела положило конец почти десятилетнему расследованию так называемого «Казахгейт» скандала. Различные выдвинутые обвинения привлекли огромное внимание СМИ в Бельгии, но бизнесмен Фаттах Шодиев, был оправдан.
Антонин Леви, адвокат Фаттаха Шодиева, сказал: «Мы рады, что последнее бельгийское дело наконец завершилось из-за отсутствия доказательств. Репутация г-на Шодиева была подорвана неоднократными атаками, основанными на неточной или фальсифицированной информации. Но Г-н Шодиев был оправдан всякий раз, когда проводились расследования этих обвинений».
Отсутствие каких-либо серьезных правонарушений, несмотря на проведение многочисленных расследований и создание Парламентский комиссии, вызывает вопросы о необходимости использования госбюджета для тщательного расследования обвинений, если некоторые из них, как стало очевидно, были основаны на фальсифицированных документах.
Скандал уходит своими корнями в решение бельгийской прокуратуры предложить Шодиеву и его деловым партнерам сделку о признании вины в 2011 году. В середине 1990-х Шодиев находился под следствием из-за приобретения объектов недвижимости в Бельгии.
Так как дело затянулось на более чем 15 летв 2011 году прокуратура предложила Фаттаху Шодиеву и его партнерам воспользоваться новым законом о сделке о признании вины, введенным недавно ивыплатить 21 миллион евро для урегулирования дела без признания вины.
Позже утверждалось, что закон о сделке о признании вины был введен в пользу Шодиева после лоббирования со стороны французского правительства, которое хотело помочь казахстанскому бизнесмену. Это обвинение в иностранном вмешательстве в законотворческий процесс привело к созданию Парламентской комиссии, расследование которойпроходило в течение 15 месяцев. Оно показало, что закон о сделке о признании вины обсуждался в течение пяти лет, прежде чем он был введен в действие в 2011 году. Следствие также пришло к выводу, что лоббирование места не имело, и иностранного вмешательства в принятие закона не было. В расследовании также говорится, что прокуратура поступила правильно, одобрив мировое соглашение с Шодиевым.
Дело против Годбилля и Принцессы Леи было возбуждено тогда, когда выяснилось, что благотворительная организация бывшего прокурора Amitié et Fraternité Scoute (AFS) получила пожертвование в размере 25 000 евро от адвоката Шодиева Кэтрин Дегуль. Первоначально деньги были переданы в благотворительный фонд Принцессы Леи, а затем отправлены в AFS.
Принцесса Лея полагала, что деньги пришли от Мальтийского ордена, и не знала, что на самом деле они поступили от Дегуль. СМИ утверждали, что благотворительная выплата могла быть взяткой в знак благодарности Годбиллю за его помощь в обеспечении сделки о признании вины для Шодиева, но прокуратура не смогла найти никаких доказательств в поддержку этого утверждения и дело прекратилось.
Прекращение дела против Годбилля и Принцессы Леи положило конец давнему делу «Казахгейт» в Бельгии. В ходе различных расследований не было обнаружено никаких доказательств правонарушений, но широкое освещение обвинений несправедливо запятнало репутацию Фаттаха Шодиева, членов королевской семьи и бельгийских политиков.