Это грязь и угольный мусор, а не топливо!
Дата публикации: 16 октября 2022 года в 08:54.
Категория: Экономика.
Угольная пыль, ускользающая сквозь пальцы, как вода. Так выглядит уголь в порту Гданьска, ввезённый в Польшу из-за границы. После приостановки импорта из России Польша тянет уголь отовсюду, откуда только может. Государственные компании не хотят показывать результаты тестов качества угля, который они покупают. А работники отрасли говорят: мы купили мусор.
"То, что поступает, - это какие-то угольные отходы", - говорит сотрудник Гданьского порта. "Мы хорошо знаем, как выглядит уголь. Предполагалось, что он будет хорошего качества, но то, что приходит - это угольная пыль. Вы сами видели, что затарено на складах. Это не имеет никакого отношения к углю. Если из сотен тысяч тонн, которые у нас складированы, останется несколько десятков тонн чистого угля, то это всё".
Когда правительство Польши наложило эмбарго на ввозимый из России уголь, морские порты, совершенно не приспособленные к разгрузкам в больших масштабах, приняли на себя поставку срочно заказываемого во всём мире угля.
Однако уголь, которым завален Гданьский порт, отличается от того, который прибывал с "шахты Бранево" - так шахтёры шутливо называли главную перегрузочную станцию российского угля в Польше. Теперь в порту липкая угольная пыль, которая ничем не напоминает продаваемые на складах и в магазинах твёрдые куски топлива. Я беру в руку уголь из одной кучи, сжимаю в кулаке и на ладони у меня остаётся текучая грязь.
"Я видал много такой грязи", - наш водитель указывает на то, что привезли на площадку. "Это не уголь, это шлам. Шлам служит для укрепления грунта под угольными отвалами," - говорит наша собеседница, которая уже много лет управляет большой фирмой, торгующей углём (она просит не называть её имя). "Они импортируют всё, что под руку попадётся, лишь бы хоть на время успокоить рынок. Наши водители звонят и говорят, что из машин выливается чёрная жижа".
Ещё до военных действий на Украине около 20% потребностей Польши в угле покрывал импорт, причём 65% этого импорта шло из России. Польский уголь – которого, как уверял когда-то президент Анджей Дуда, хватит на 200 лет – был слишком дорог, чтобы конкурировать с дешёвым и высококачественным углём из-за восточной границы.
После начала СВО в течение почти двух месяцев польское правительство не сделало для решения угольной проблемы ничего. Более того, когда в середине апреля на волне антироссийских настроений правительство объявило эмбарго на уголь из России, оно не обеспечило поставок из других источников. Закон об эмбарго вошёл в силу немедленно, а не как это было в других странах ЕС - с многомесячной отсрочкой, позволившей сделать запасы. В результате вскоре обнаружилось, что уголь с рынка исчез, а цены на тот, который остался, бьют все рекорды.
И тогда правительство провозгласило, что уголь всё-таки будет. "Уголь плывёт в Польшу", - написала 1 июня в Твиттере министр климата Польши Анна Москва. На следующий день она добавила, что уголь плывёт из Колумбии, ЮАР, Австралии и Индонезии. Всего – как следовала из электронного письма, присланного в редакцию Newsweek министерством климата – правительство импортирует уголь аж из 14 государств. Кроме Индонезии, Колумбии, ЮАР и Австралии это – Китай, Казахстан, Мозамбик и Танзания.
Наши собеседники утверждают, что большая часть этого угля настолько плохого качества, что не годится для использования в домохозяйствах. Они говорят, что из тонны ввезённого из-за границы угольной пыли можно отсеять всего 150-200 кг угля хорошего качества.
На вопрос о качестве угля, импортируемого в Польшу, не отвечает ни правительство, ни две государственные фирмы, которые делегированы для выполнения этой задачи: Węglokoks и PGE Paliwa. Официально все заявляют, что уголь соответствует самым высоким критериям качества. Но результаты проверок никто не показывает, прикрываясь либо отсутствием информации, либо коммерческой тайной.
Чем мы будем топить зимой, не известно. Министр климата Анна Москва довольно быстро перешла с позиции "угля хватит" (17 августа) на позицию "угля хватит, но советую воздержаться от больших закупок" (15 сентября). Она клялась, что правительство никогда не уверяло, будто бы хватит угля "польской добычи". И советовала привыкать к температуре 17 градусов по Цельсию в жилых домах. "Это полезно для здоровья", - убеждала она.
Что ж, будем топить мусором? В сентябре польский сейм решил приостановить действие норм эмиссии твёрдых топлив на два года. Нормы эти исключали из оборота уголь с большим содержанием пепла, серы и влажности. Так что, даже если окажется, что мы везём из-за границы уголь загрязнённый, он всё равно будет допущен к использованию.
Это также означает, что в Польше, которая давно уже является государством с самым грязным воздухом в ЕС, теперь можно будет легально топить, как побуждал сам Ярослав Качиньский, практически всем, "кроме покрышек и тому подобных вещей". "Польшу нужно обогреть", - как изрёк Качиньский.